Я обожаю экранизации сказок именно в варианте художественного фильма, а не анимации. Когда сюжету надлежит стать серьёзнее и тяжелее, придумать свои правила и создать свой мирок – это всегда потрясающе, когда же за режиссуру и сценарий берётся такой человек как Маттео Гарроне, обладающий узнаваемым почерком, нужно просто расслабиться и получать удовольствие.
Итак, «Страшные сказки» вышли на свет в 2015 году, фильм снят по мотивам сказок Джамбаттиста Базиле – неаполитанского писателя второй половины 16-го, начала 17-го веков. В фильме три истории, но связаны они мельком, в двух эпизодах пересечением героев, так что я буду рассматривать их по отдельности.
История 1.
Итак, жила-была одна Королева, которая страдала от того, что долгое время не могла забеременеть. Однажды она узнала от одного мага местного разлива, что может забеременеть только в том случае, есть съест сердце морского чудовища. Муж Королевы –Король с готовностью вступает в бой с чудовищем и погибает, но Королева всё-таки получает заветное сердце. Однако сердце это должно быть приготовлено девственницей.
Условие выполняется и Королева получает долгожданного сына, съев приготовленное кухаркой сердце. Но проблема в том, что девушка, варившая сердце, весьма (не?)удачно надышалась парами от варева и…словом, тоже родила. И я буду выше того, чтобы шутить на эту тему.
Проходят годы. Сын Королевы и сын Кухарки похожи и внешне, и развлечениями, и мыслями. Словом, очень трудно удержать их от дружбы.
Это приводит в ярость королеву, которая даже готова убить сына Кухарки Тогда сын Кухарки покидает город, но напоследок создаёт волшебный ручей, по цвету воды в котором Принц сможет узнать о том, что происходит с его другом и…наверное, здесь всё-таки уместно будет добавить «и братом».
Однажды вода приобретает цвет крови, и Принц тут же устремляется на поиски своего двойника. Королева в отчаянии снова обращается к магу, но тот заявляет, что правительница сама виновата в произошедшем, так как попыталась разделить неразделимое. Ситуацию можно исправить, но опять же — только заплатив очень высокую цену.
Между тем оказывается, что сын Кухарки упал в скальную пещеру и повредил ногу. Неожиданно на него нападает чудовище. Юноша зовёт на помощь, и тут неожиданно появляется Принц, который убивает кинжалом монстра, после чего помогает другу выбраться из пещеры. После смерти чудовище приобретает облик королевы-матери…
Эта история, может быть, и меркнет на фоне двух следующих, но меня она зацепила именно трогательностью. Это тот момент, когда фэнтезийность сюжета не перебивает сюжет. Мне очень нравится и подход к истории, и изобретательный бой с морским чудовищем, и динамичность повествования, которая не позволяет истории растянуться и размазаться.
Всё очень удачно выстроено и выточено. По факту, это история не о злом колдуне и чуде рождения. Это история о том, как наши близкие могут зачастую в порыве заботы о нас, в припадке эгоистичных чувств и страхе совершать безумные поступки. Королева-мать так не желала этой дружбы своего сына с сыном кухарки, так хотела её разбить, так верила в то, что её сын не должен водиться с сыном какой-то там служанки, что совсем забыла о человечности, о том, что её сыну нужно и дорого, и поплатилась за это. Сын вырвался из-под опеки матери, вырвался от её влияния…
Это красивая сказка. Мрачная сказка с мало сказочным сюжетом.
В роли Королевы – Сальма Хайек, которая в представлении и не нуждается.
История 2.
Жил-был Король, который искренне наслаждался жизнью и был законченным сластолюбцем. Однажды увидел он спяьну фигурку в своих владениях, пригляделся – кажись женская, а ему надо всё женское перетрогать и лучше в горизонтальном положении. Словом, заинтриговал. Выследил, пришёл, услышал голос сей фигуры и влюбился.
Влюбился, ещё не видя, собственно, лиц. А зря. Говорили с ним на деле две изрядно помотанные жизнью и, чего уж греха таить, обделённые природой, видимо, и в лучшие свои дни обделённые, две сестры Дора и Имма. Они какое-то время интригуют монарха, в результате чего его вожделение только растёт.
Затем одна из женщин, Дора, соглашается провести ночь с королём, но при условии, что всё будет происходить в полной темноте. Однако на утро венценосный монарх всё-таки рассматривает внешность своей спящей возлюбленной и приходит в ужас. Ну, тут я его, если честно, понимаю, будь я мужчиной и обнаружь нечто подобное в своей постели после долгого вожделения, то до конца дней своих спала при свете и охране… заканчивается тем, что Король приказывает выкинуть Дору вместе с покрывалом в окно, однако она не погибает, так как покрывало застревает в ветвях дерева. Её в забытьи находит колдунья и даёт женщине напиться своего молока, после чего Дора приходит в себя, превратившись в молодую прекрасную девушку.
Король во время охоты в лесу встречает красавицу, одеянием которой служат только её пышные волосы. Не смея задумываться о том, что голая красивая девушка делает в лесу одна, он решает жениться на ней, не подозревая, что это Дора. На свадьбу невеста приглашает сестру, требуя, чтобы та никому не говорила о своём родстве с будущей королевой, ведь Имма стара и уродлива, и никто не поверит, что они могут быть сёстрами.
Однако Имма не умеет держать язык за зубами и молит сестру о рецепте её молодости. Чтобы Имма оставила её в покое, Дора говорит, что будто бы содрала с себя кожу (ну не знаю, мне бы в голову не пришло бы такое брякнуть, я бы начала что-нибудь о магии, зелье и удаче вещать). По неосторожности Иммы её замечает король и, приняв за старую Дору, приказывает страже вышвырнуть её вон.
В отчаянии Имма уговаривает одного из ремесленников снять с неё кожу, после чего возвращается в город…А вскоре Дора замечает, что теряет свой облик.
У меня противоречивое отношение к этой истории. С одной стороны, Венсан Кассель (роль Короля) – один из моих любимых актёров и ему очень идёт типаж такого персонажа. Но с другой стороны история какая-то… я попробую объяснить.
Две сестры Имма и Дора вызывают у меня жалость. С одной стороны, понять и посочувствовать им можно и нужно – жизнь проходит, нищета, тяжёлый труд, а по итогу и лучших дней-то, толком, не было. тут за любую возможность ухватишься, тут на что угодно уже может быть и пойдёшь, и они внушают мне жалость.
Ровно как и отвращение.
То есть, для меня это такие персонажи, которых вроде бы и можно пожалеть. А вроде бы и тошно. И страшно.
И само это решение «содрать кожу» – что ж, это в духе сказок! Они жестоки, серьёзно. Особенно, все эти народные сказки. Но мне не хватило в фильме схематичности какой-то, вот эти кадры с содранной кожей…бр. послевкусие мерзковатое остаётся.
Ради мечты, ради призрачной идеи идти на такие жертвы? Я бы сказала, что это чистой воды фэнтези, но все, наверное, знают обо всех этих безумствах вроде поглощения яда для блеска глаз, свинцовых белил, утягивающих корсажей прошлого и ненормальных диетах, болезненной худобы и пластических операциях настоящего, из-за которых человек превращается в нечто нечеловеческое. Снятие кожи вписывается в это безумие. Просто история перенесена в другие декорации…
Но что-то меня опять уводит не туда.
История 3.
Жил-был ещё один Король, по сути своей чудак, по факту своему чудак через букву «М»…заглавную такую букву. Решил он однажды вырастить блоху. Огромную блоху. И я постараюсь не шутить, но здесь это будет сложнее, ибо пока я даже это пишу, меня немного подташнивает от омерзения.
Достигнув размеров хоро-оошей свиньи ,это блошиное отродье умирает от проблем с дыханием. После этого монарх совершает новое сумасбродство — он вывешивает в тронном зале шкуру блохи, и объявляет, что выдаст свою единственную дочь Виолетту за того, кто догадается, с какого животного она снята.
Победителем оказывается обладающий отличным обонянием великан-людоед, распознающий блоху по запаху. Король внезапно держит слово и отдаёт ему свою единственную дочь. Людоед уносит девушку в свою полную костей пещеру в скалах и там начинается её жизнь, полная издевательств и насилия.
Однажды Виолетта видит на другом склоне женщину, собирающую травы. Принцесса молит о помощи, и на следующий день к ней приходит на помощь вся семья, члены которой оказываются бродячими акробатами. Самый прекрасный и юный из сыновей женщины по канату переносит девушку на другую стороны ущелья, а его брат перерезает верёвку, в результате чего бросившийся в погоню великан падает в пропасть. Возок акробатов следует дальше, однако неожиданно на них нападает оставшийся в живых людоед.
Он легко переламывает шеи всей семье, после чего требует, чтобы Виолетта забралась к нему на спину. Девушка покорно выполняет приказание, но, улучив момент, перерезает горло великана острым ножом, а после приносит отцу отрезанную голову людоеда со словами «Вот муж, которого вы мне выбрали». Отец раскаивается и на коленях просит прощения у Виолетты…
Вот здесь я всё ещё бешусь на отца. Такого отца иметь и врагов не надо. Ладно, допустим все монархи плевали на желания и нежелания своих детей относительно брака. Но настолько издеваться над единственной дочерью? Хотя, учитывая прежнее отношение отца к дочери, короля-чудака только блохи и интересуют.
Я уверена, там до блохи какой-нибудь слепень был или навозник.
История мерзкая. Бродячих актёров, которые тупо хотели помочь (в отличие от отца Виолетты) реально жалко. А отцу-чудаку повезло. Повезло, что дочь его в клочья не порвала. Хотя заслуженно бы это было.
А сами отношения королька-чудачка с блохой…это настолько мерзко и тошнотворно, что мне хотелось перемотать пару сцен. Но это я нежная фиалка и чисто моя вкусовщина.
Словом, Виолетта поняла, что помощи ей не дождаться и спасла себя сама – спасение утопающих дело рук самих утопающих!
Подводя итог, я скажу, что фильм для меня отличный. В нём есть пара меркзоватых по мне моментов, но в целом – актёрская игра, сценарий, сказочность, крепко созданных мирков – всё это завораживает. Я рекомендую этот фильм поклонникам жанра и всем, кто хочет навестить сказку. Мрачную сказку.