Найти тему

БЫТ СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА: кто двигал ВХУТЕМАС

За всю историю процветания цивилизаций и их быта, интерьеры инстинктивно составлялись как часть процесса строительства. Профессия «дизайнер интерьера» образовывалась в ходе развития общества, промысла и архитектуры. 

Эффективное использование пространства как цель была двигателем к оформлению конкретной профессии. На Западе уже в середине XlX века услуги по дизайну становились ощутимо шире: средний класс рос и увеличивался, преумножая богатство внутри страны и укрепляя новый статус. Крупные мебельные компании начинали выпускать целые коллекции в едином стиле и предлагали услугу по оформлению всего жилого пространства. Как же индустрия зарождалась в России?

Бесспорно особое внимание заслуживает появление Высших художественно-технических мастерских в 1920 году. После революции и последующего введения реформы художественного образования Императорская Академия художеств была закрыта, а на смену ей и остальным классическим заведениям пришли свободные государственные мастерские. В них учиться могли все желающие, без вступительных испытаний и жесткого отбора, а будущие студенты сами выбирали себе мастера. То есть, сначала расформировали Академию, Строгановское и Московское училища, а позже создали единый и главный творческий институт страны — ВХУТЕМАС. 

здание ВХУТЕМАС
здание ВХУТЕМАС

Инновационный подход к образованию и новое прочтение искусства — если прежде оно украшало, то теперь обрело практические задачи. На факультетах изучали архитектуру, керамику, полиграфию, живопись, скульптуру, текстиль, технологии обработки дерева и металла. Азбука, на которую опирались студенты ВХУТЕМАСа состояла из дисциплин «Пространство», «Графика», «Объем» и «Цвет». Апофеозом новизны был специальный курс, аналогичный Баухаусу, где студенты изучали основы пространственного мышления и законы передачи и восприятия цвета.

ДВИГАТЕЛИ ВХУТЕМАСа

Надежда Удальцова, Александра Экстер, Александр Веснин, Любовь Попова и Александр Родченко - художники, придумавшие фундаментальные дисциплины, изучающие пространство, объем, графику и цвет. Без владения ими сложно представить создание как визуального произведения искусства, так и решения оформления пространства. Родченко и вовсе утверждал, что любой предмет в быту эстетичен по-своему. Его студенты  учились работать с формой и фактурой, создавать произведения из самых разных обыденных материалов: плавили листы железа, ломали кирпичи, били стекла и рвали бумагу.

Александр Родченко
Александр Родченко

БЫТ СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА

На Дерметфаке (факультет обработки дерева и металла) готовили специалистов по дизайну для промышленности: создавали функциональные, но при этом художественно приятные вещи от ламп и стульев до транспорта. Интересно то, что каждый предмет проектировался с учетом физиологических особенностей взаимодействия человека с тем или иным стулом, лампой, да и в целом — с создающимся в стенах заведения проектом. Все было направлено на органичное взаимодействия формы и фактур мебели с телом человека, который будет на нем сидеть. Так, среди проектов выпускников ВХУТЕМАСа в рамках дисциплины «Культура материала» был создан стул, сконструированный таким образом, чтобы проблема затекания мышц за сидячей работой была решена вместе с эстетической задачей. 

-4

Студенты создавали максимально функциональные предметы мебели, отвечающие сразу нескольким пунктам: раскладные кровати, выдвигающиеся из стола полки и прочее — все эти вещи менялись в соответствии с потребностями человека и не занимали много места в квартире. Деятелем данного подхода выступил сам Александр Родченко. Один из самых знаменитых предметов — стол Морозова, который трансформировался из рабочего места для письма и специально оборудованного стола для черчения в обеденный на 4-х персон.

-5

В советских мастерских создавалась инновационная мебель, совершенно нетипичная своей технологичностью и дизайном — фактура и форма предмета повторяла изгибы тела и ощущений человека. Отвечала эстетическим задачам, привлекая взгляд контрастирующим с мещанством минимализмом. Это было феноменальное сочетание природы (естественные изгибы) и технологий (новаторские решения).