Найти в Дзене

"Мой круг общения создает для меня возможности"

Обсудили с пианистом и фотографом Даниилом Рабовским трудности совмещения профессиональных амплуа, искусство фотографии и петербургские репетитории.

Даниил Рабовский. Фото авторства Насти Кот
Даниил Рабовский. Фото авторства Насти Кот

________________________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_________________________________________________________________________

– Как Вам удается совмещать четыре ипостаси: фотограф, пианист, руководитель репетитория и отец?

– Я люблю разные области жизни, творчества, работы, а также очень люблю общаться. Когда ты много общаешься, у тебя появляется много знакомств и возможностей. И когда ты достаточно энергичный и открытый человек, то почти на каждую возможность отвечая словом «да», ты меняешь костюм музыканта на обвес фотографа, меняешь сцену на компьютер с программой управления бизнесом и обратно, и так далее. Помимо этого, у тебя есть дочь, и надо переключаться на неё. Отец – это самая приоритетная и естественная ипостась. На самом деле, совмещать всё это достаточно сложно именно с психологической точки зрения, потому что смена режима исполнителя на режим руководителя бывает непростой.

– Есть ли какие-то секреты тайм-менеджмента?

– Это – моя ахиллесова пята. Но у меня есть рецепт. Я учился в консерватории, и многие сокурсники меня поймут. Когда независимо от того, что происходит, нужно в определенный вечер сыграть произведение наизусть, хорошо, чётко и ясно, то кто-то готовится за неделю, а кто-то за три месяца. Я еще с тех времен знаю, что мне нужно сделать, чтобы конкретная задача была подготовлена в срок. Я понимаю, что у меня есть дедлайн, поэтому все остальные задачи откидываю. Я в принципе многозадачный, но за пару-тройку дней до события отключаю все другие источники и занимаюсь чем-то одним. Во времена студенчества я это называл «информационной блокадой». Есть ребята, которые стараются сходить в кино, послушать музыку, сходить на концерт, отвлечься, а я накануне экзамена старался прекратить общение, просто занимался и отдыхал.

______________________________________________________________________________

Авторский проект Даниила Рабовского "2Simple". Музыка и исполнение автора.

______________________________________________________________________________

– Как музыка пришла в вашу жизнь?

– У меня совсем классическая история. Родители привели в музыкальную школу, как обычно всё получалось… Как обычно – для тех, кто в итоге добрался до финала. Для таких случаев всё стандартно: музыкальная школа, училище, куда прошёл отсев, потом консерватория, куда тоже прошёл отбор, потом аспирантура, работа.

В последние пару месяцев задумывался: почему я не играл Гершвина в консерватории? Я даже не предлагал своему профессору, даже не думал, что такое возможно. Может быть, двадцать лет назад это было вычурно для Петербургской консерватории, но сейчас я понимаю, что стоило попробовать. Я стал слушать минимализм и подумал: почему я не играл минимализм в рамках консерваторской программы? Мы все развиваемся в плане осознанности, даже если нам сорок лет.

Работы Даниила Рабовского. Фото предоставлено автором
Работы Даниила Рабовского. Фото предоставлено автором

– В фотографию Вы наверняка пришли осознанно. Как это случилось?

– Всё, что я делаю в жизни, у меня получается легко – и знакомства, и занятия. Возможно, фотография случилась оттого, что я занимался в художественной школе параллельно с музыкальной. Может быть, поэтому у меня глаз намётан. В конце девяностых у меня был фотоаппарат «Зенит». Мне нравилось фотографировать и общаться. Я фотографировал девчонок и ребят, они видели в этом что-то интересное. Параллельно с консерваторией поступил на фотофакультет имени Гальперина, но понял, что это немного не моё. Тем не менее, таким образом я вошёл в сообщество фотографов. Музыканты, с которыми я общался, стали просить делать им фотографии для конкурсов и афиш. Это было достаточно легко, не как работа. Поначалу мне только компенсировали затраты на плёнку и печать. Потом, когда стали обращаться незнакомые музыканты, это превратилось в работу.

– Выходит, что с нишей Вы сразу определились?

– Да. Интересно и смешно, когда меня либо спрашивают, какую нишу выбрать, либо хвалят за мой выбор. Смешно, потому что я ничего не придумывал. Это просто мой круг общения. Если бы я был автогонщиком, я бы фотографировал автогонщиков. Если бы я работал в зоопарке, то фотографировал бы зверей. Мне кажется, это логично. Поэтому, когда ко мне приходит человек и видит, что у меня легко всё получается, и спрашивает, как ему выбрать свою нишу, я задаю вопросы: а где вы работаете, с кем вы работаете? И мне отвечают: «У меня скучный коллектив». К примеру – инженеры. Но инженеры – тоже интересно.

Мне нравится модная фотография. Но даже мне, хотя я уже снимаю двадцать лет, путь туда заказан, потому что я не в тусовке, не покупаю журналы, не знаю тренды, не знаю тусовщиков нашего города и имена моделей. Если хочется снимать моделей – надо погружаться в этот мир, и через несколько лет всё получится.

Работы Даниила Рабовского. Фото предоставлено автором
Работы Даниила Рабовского. Фото предоставлено автором

– Каков Ваш подход в выборе концепции фотосессии?

– Для меня заказчики чаще всего – не чужие люди. Даже если я поднимаюсь выше, все равно эти значимые имена для меня не клиенты, а герои моих съемок. Мой подход таков. Мы встречаемся с героем будущей съёмки. И чаще всего даже не обсуждаем концепцию. Главное для меня – познакомиться с человеком настолько близко, чтобы можно было чувствовать себя друзьями. И фотосессия представляет из себя дружескую встречу, но с фотоаппаратом в руках. Очень редко бывает, когда у меня есть техническое задание (такое может быть при рекламной съемке). Тогда концепция немного другая, тогда мне сложнее, так как основа любой моей работы – это общение. Но план в голове у меня всегда есть. Технически, есть фотография для официальных источников: сайт Филармонии, труппы оперного театра, буклет к конкурсу. Это я называю «паспортом музыканта». Скрипач со скрипкой, оперный певец в своём амплуа, и так далее. Второй тип фотографии – попытка раскрыть музыканта как личность. Если он печальный – то печальный, если смешливый – то на фотографиях он такой. Ещё в плане есть часть импровизации, куда я помещаю какие-то общие фантазии. Если есть идея сняться в бабушкином пальто, то я с удовольствием это попробую. Получится необычная фотография, которую, естественно, не разместить на сайте Филармонии, и которая вряд ли будет раскрывать характер героя. Но как аватарка в широком смысле, как постер или картинка для афиши может сработать.

Работы Даниила Рабовского. Иван Сендецкий, виолончелист. Фото предоставлено автором
Работы Даниила Рабовского. Иван Сендецкий, виолончелист. Фото предоставлено автором

– Есть ли среди Ваших фотопроектов проект, который Вы считаете наиболее удачным и любимым?

– Банальная фраза: для меня самый интересный проект – тот, которым занимаюсь сейчас. Это ещё и причина того, почему я фотографирую. Мы сейчас разговариваем, а у меня дома лежат несколько съёмок в сыром виде, и мне очень интересно, что же там получилось. У меня нет такого, что я считаю получившийся портрет классным, настолько крутым, что он должен висеть в галерее. Я мыслю по-другому. Недавно я фотографировал одну певицу. Хотя знакомство произошло только на съёмке, это оказался мой человек, интересный и легкий. Не приходилось делать над собой усилие и быть психологом, чтобы раскрывать её. Мы просто сошлись как друзья, делали портреты, болтали. Но на фотографиях никто не увидит того, насколько мы совпали. В такие моменты у меня появляется печаль, что фотография этого не передаст. Кайф от общения с человеком для меня намного выше, чем интересность съемки.

Работы Даниила Рабовского. Мария Бочманова, сопрано. Фото предоставлено автором
Работы Даниила Рабовского. Мария Бочманова, сопрано. Фото предоставлено автором

– Насколько сложно раскрывать человека в фотографии как личность?

– Зависит от человека. Если человек закрытый – то сложно, если открытый – то полегче. Хотя так не всегда. Открытость может быть наигранной, и что-то откопать в этой жизнерадостной фигуре бывает затруднительно.

Работы Даниила Рабовского. Михаил Дзюдзе, балалайка-контрабас. Фото предоставлено автором
Работы Даниила Рабовского. Михаил Дзюдзе, балалайка-контрабас. Фото предоставлено автором

– Как же найти подход?

– Тут, наверное, уже моя личность работает. Когда двадцать лет видят, что ты делаешь и как, ведёшь чистую игру и не подставляешь, то люди доверяют. Есть более техничные фотографы, но им бывает сложнее добраться до этих людей, потому что они могут разойтись ещё на этапе переговоров. К тому же я сам музыкант, а музыканты доверяют музыкантам. Это забавно, потому что, когда меня спрашивают, чем фотографии музыкантов отличаются от фотографий не-музыкантов, я шучу, что ничем. Я просто знаю некоторые технические моменты, которые надо учесть. Если бы я фотографировал балет, то вряд ли смог бы это правильно сделать. Я бы снял, как человек красиво летит, мне бы нравилась нога, условно, горизонтально. А балетный человек увидел бы ошибку. А мне-то откуда знать? И я бы не прошёл дальше в балетную фотографию, потому что надо понимать предмет или быть либо большим любителем, либо специалистом, либо самому танцевать. То же самое и с музыкой. Если я делаю фотографии кого-то за роялем, то понимаю, как лежит рука: правильно или нет. Люди видят, что работу я делаю с пониманием, поэтому доверяют.

Работы Даниила Рабовского. Фото предоставлено автором
Работы Даниила Рабовского. Фото предоставлено автором

– Вы предпочитаете естественный или искусственный свет?

– С естественным работать проще. Что видишь, так и будет. Я с него начинал, поэтому его чувствую. Но Петербург – город тёмный, а с октября по май на улице никого не поснимаешь – холодно, носы красные. Пришлось учиться работать в студии. Сейчас большую часть времени снимаю в студии, поэтому стал понимать и студийный свет. Когда меня просят рассказать и описать, как я снимаю, я говорю, что надо чувствовать свет. Сначала почувствовал естественный, теперь чувствую студийный. Знаю, что будет, если повернуть источник света, если поставить две или три вспышки. Я занимаюсь портретной фотографией, а это не пейзаж, не реклама, не fashion. Портрет – очень творческий вопрос. В пейзажной съёмке есть важные нюансы, в съёмке архитектуры или интерьеров – куча законов, в рекламном же портрете лица должны быть определённого тона. Но я-то снимаю личный портрет. Например, могу оставить зеленоватую кожу, которая получилась из-за рефлекса от зеленой стены – тут больше свободы.

Работы Даниила Рабовского. Фото предоставлено автором
Работы Даниила Рабовского. Фото предоставлено автором

– Когда Вы подошли к той точке, когда поняли, что пора открыть репетиторий «Классическая точка»?

– Мой круг общения создает для меня возможности. Если в фотографию я пришёл через семью и друзей, то здесь есть конкретный человек – мой сокурсник по консерватории Александр Цой. Он очень деятельный человек, похож этим на меня, тоже с мотором бесконечного количества циклов. Мы с ним – отцы-основатели репетитория «Классическая точка». Александр зародил эту идею. Мы, будучи пианистами, помним времена учёбы, когда на занятие нужно приходить, хорошо подготовившись. Пары начинаются в девять, учебное заведение открывается в семь утра. Ты приезжаешь с окраины города в 7:07, а классов со свободным инструментом уже нет. И ты сидишь в коридоре, и два часа насмарку. В то время бедные студенты (мы) были готовы отдать деньги на обед, лишь бы спокойно поучить свою программу. Эта идея не нова. Говорят, даже в Советском Союзе это было. Но в новое время, если говорить про наш формат – мы в этом пионеры. Сейчас в Петербурге уже есть и другие репетитории. Раньше они назывались классами для занятий, музыкальные классы. Но теперь больше используют придуманное нами слово «репетиторий» как более отражающее смысл. Название «Классическая точка» – уже моя идея. Я занимаюсь не только классической музыкой. Даже поиграл музыку более тяжёлую, с электронными ребятами поработал. Там есть понятие «репточка» – место, где собирается группа, чтобы «полабать». Они приходят в какой-нибудь убитый подвал, и там три часа играют в своё удовольствие за свои деньги. Я об этом вспомнил и решил, что у нас будет «Классическая точка» – репточка, но для занятий классической музыкой. Подобные локации в Питере по пальцам можно пересчитать. Полагаю, что пока мы в лидерах.

Репетиторий "Классическая точка" (Санкт-Петербург)
Репетиторий "Классическая точка" (Санкт-Петербург)

– Что вас делает лидерами?

– Отношение к делу. Мы с Сашей и наша команда трудимся 24 на 7 независимо от времени суток и времени года. Всегда возникают рабочие моменты, которые нужно оперативно решать. Мы сами пианисты, и это нам помогает. Мы всё делаем как для себя. У нас очень хороший парк инструментов, которые сами проверяем. Мы начинали с нескольких «Красных октябрей». Не было спонсоров, мы вкладывали свои деньги. Бегали по городу, искали инструменты на «самовывоз» и доводили их до ума. В этом году проекту пять лет, и теперь у нас ни одного отечественного инструмента. Не потому, что мы не любим советские, а потому, что мы как пианисты знаем, что это не топ-уровень. Недавно мы приобрели салонный рояль Petrof. Пару лет назад я даже не мог об этом мечтать. А сейчас за 460 рублей можно час заниматься на инструменте, который у большинства нет возможности даже потрогать. Мы не только даём возможность заниматься без стука соседей по батареям. Наша концепция схожа с тест-драйвом хорошего автомобиля. Представьте, что есть автосалон, который за 1000 рублей предоставляет на час BMW. И если уж сравнивать с автопромом, то сейчас наши чешские пианино – это как «Skoda», и студент, у которого не было возможности играть на хорошем инструменте, её получает. В этом один из секретов нашего успеха. Но расти есть куда. Есть еще немецкие, японские машины, рояли. Это – наши дальнейшие планы.

Репетиторий "Классическая точка" (Санкт-Петербург). Класс с двумя инструментами на Декабристов 30
Репетиторий "Классическая точка" (Санкт-Петербург). Класс с двумя инструментами на Декабристов 30

У нас есть также программа лояльности, и не одна. Главное, с этим не переборщить. Некоторые наши коллеги слишком играют в бизнес. «Приходите сейчас – 50% скидка», «Получите купончик» – всё это музыкантам сложно, мне кажется. Мы музыкальное сообщество, все живые люди, и многих посетителей мы знаем лично. Бывает, что мы играем в акции, например, к 8 марта. Но это вроде игры ради разнообразия. А так у нас есть система поощрения регулярных визитов и система скидок студентам музыкальных вузов. У частных педагогов, которые каждый день ходят к нам как на работу, немного другие условия, чем у человека, который в городе проездом и единственный раз зашёл позаниматься.

Репетиторий "Классическая точка" (Санкт-Петербург). Рояльный кабинет на Лермонтовском-1
Репетиторий "Классическая точка" (Санкт-Петербург). Рояльный кабинет на Лермонтовском-1

– Есть ли в планах открытие новых «Точек»?

– Сейчас думаем про открытие третьей. Не буду раскрывать все карты, но наша идея – не открытие всё больше и больше «Точек». Не в этом смысл. Идея – каждый раз переходить на ступень выше. Если первая «Точка» находится фактически в квартире (чья концепция обязывает даже надевать сменную обувь), с домашним интерьером и маленькими комнатами для занятий, то во второй уже есть класс с концертным роялем Bechstein, как претензия на небольшой салон. Там во время пандемии записывали онлайн-концерты и выступления для конкурсов. Следующий проект будет содержать ещё что-то новое, что мы еще не охватывали. Однажды мы пошутили в честь Первого апреля. В нашей группе «Вконтакте» мы сделали объявление об открытии «Барочной точки» с клавесинами, клавикордами и органом, и написали, что один клавикорд – якобы от фабрики «Красный Октябрь». А люди стали приходить и интересоваться. Даже на такое странное предложение нашёлся спрос. Всегда есть, куда развиваться и предлагать людям что-то новое.

Репетиторий "Классическая точка" (Санкт-Петербург). Холл Точки 1 (Декабристов 30)
Репетиторий "Классическая точка" (Санкт-Петербург). Холл Точки 1 (Декабристов 30)

– С какими трудностями или неожиданностями пришлось столкнуться при открытии репетиториев?

– Открываясь возле консерватории, мы рассчитывали в основном на студентов. По цифрам мы чуть ошиблись, студентов в процентном соотношении не так много. Самое интересное для меня – узнавать то, какие люди к нам приходят. Среди них есть футболист, который до позднего вечера играет ноктюрны Шопена. Сейчас он начал исполнять свою музыку. При этом он реально развивается как пианист, будучи уже взрослым человеком. Или приходят сумасшедшие композиторы… Очень много разных личностей, среди которых – большой процент любителей, для которых потрогать рояль – уже событие, такое же, как для меня сесть за руль КАМАЗа.

Репетиторий "Классическая точка" (Санкт-Петербург). Главный холл на Лермонтовском 1 (Точка 2)
Репетиторий "Классическая точка" (Санкт-Петербург). Главный холл на Лермонтовском 1 (Точка 2)

Не будет секретом, что у многих отбивает охоту заниматься чем-то подобным нашей «Точке» именно звукоизоляция. Это вопрос выживаемости в городской среде. Львиная доля вложений уходит в ремонт. На первой «Точке» мы планировали сделать ночной режим работы. Представьте: прийти в белые ночи и играть на прекрасном инструменте до рассвета в ночной тишине… Но не получилось, потому что народ тогда к этому не был готов, были вопросы и к звукоизоляции. Но мы всё равно один из следующих проектов планируем сделать круглосуточным. Мы об этом думаем, мы этого хотим, нам самим это нужно, да и люди постепенно подготовились к тому, что это интересно и возможно. У нас стало больше опыта, и технически это сделать теперь реально. Сложно, но реально.

Материал собрала и подготовила бессменный соавтор канала Анастасия Семова.

Ссылки на соцсети и проекты Даниила:

➡️ Instagram (запрещён и порицаем, но важен)

➡️ VKontakte

➡️ Авторский проект 2Simple

➡️ Сайт репетитория "Классическая точка"

➡️ Сайт Даниила Рабовского

____________________________________________________________________________________

Авторский проект Даниила Рабовского "2Simple". Музыка и исполнение автора.

____________________________________________________________________________________

От лица команды благодарю Даниила за уделённое нам время! Мы искренне желаем творческих успехов во всех начинаниях: от музыкального, композиторского и фотоискусства до свершений в бизнесе в виде открытия новых "Точек", ибо они - огромное благо для сотен музыкантов-жителей Петербурга и гостей Северной столицы!

____________________________________________________________________________________

Читайте наши интервью:

____________________________________________________________________________________

Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии (они нам очень помогают), а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊