В своей картине «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы», основываясь на изучении исторических трудов, старинных предметов быта и костюмов, Николай Сверчков воссоздал великолепие царского охотничьего выезда.
Во второй половине XVII столетия придворная охота превратилась в постоянное занятие русских царей. На охоту тратились огромные средства, ее регламентировали четкие правила, у нее имелись свои традиции и атрибутика. Алексей Михайлович был страстным любителем соколиной охоты. Излюбленными местами охоты были поля подмосковных сел Покровского, Измайловского, Сокольников, Преображенского и других.
Царская охота являла собой нечто большее, чем развлечение государя. Выезд государя на охоту был частью политического этикета и являл собой часть парадного придворного церемониала. Действо начиналось с торжественного выхода из Московского Кремля. Процессию открывали ряды войск с парадным оружием, за ними служители Конюшенного приказа вели выводных лошадей в драгоценном убранстве.
Сотни слуг и десятки обозов двигались к назначенному месту, где уже были разбиты шатры для царя, царицы и царевен, а также походная церковь. На расстоянии ружейного выстрела от шатров располагалась стража. Дичь заранее отлавливали и свозили в загоны. В случае неофициального выезда государя сопровождали лишь служители ведомств царской охоты и немногие приглашенные.
Алексей Михайлович строго следил за всем, постоянно вмешивался, перепроверял и распекал своих помощников. Царь при этом ни о чем не забывал и строго взыскивал. Но настоящая беда для сокольников наступала, если птица гибла или улетала. Здесь уж благодушный государь превращался в грозовую тучу, мечущую в виновных громы и молнии.
«Будучи охочи, забавляйтеся, утешайтеся сею доброю потехою, зело потешно и угодно и весело, да не одолеют вас кручины и печали всякие», – так наставлял потомков Алексей Михайлович в изданной им «Книге, глаголемой Урядник».