Найти тему

ПУТЕШЕСТВИЕ В «МАХАБХАРАТУ» КРИШНА ПРЕПОДАЕТ АРДЖУНЕ ЕЩЕ ОДИН УРОК ДУХОВНОГО ЗНАНИЯ

Арджуна и Кришна
Арджуна и Кришна

Кришна прямо на поле Куру перед битвой преподал Арджуне еще один урок духовного знания. Вот, что Кришна сказал:

«Ты очень надеешься на победу в этой битве, в случае поражения ты будешь очень несчастлив. Эта боль заставит тебя сделать что-то такое, из-за чего тебе придется родиться вновь. Но если ты победишь, вырастет твоя гордость. Из-за этой гордости ты захочешь завоевать весь мир, ты начнешь убивать невинных людей, и тогда твои грехи свяжут тебя. Подумай об этом. Если в этой битве тебе не нужна слава победителя, и у тебя нет страха перед поражением, будешь ли ты сильно радоваться или печалиться в конце битвы? Значит, твое счастье, горе, отчаяние, разочарование, твоя гордость не связаны с самой битвой. Их порождает лишь твои ожидания, связанные с исходом битвы. Разве это не так, Партха? Поэтому не думай о счастье и горе, потерях и приобретениях, победе и поражении в этой битве, сын Кунти. Исполняй свой долг, как служение Богу. Это называется Карма-йога. Обретя знание Сатхи об устройстве мира, человек осознает, что он не тело, а душа. Душа испытывает все то, что происходит с бренным телом. Душа ложно считает себя этим телом. Зная это, человек действует согласно своей Дхарме. Подумай, когда тот, кто живет в Сатва-гуне и хорошо знает свою Дхарму, отказывается действовать, тогда те, кто не следует Дхарме, управляют этим миром. Если бы Великий Бхишма не дал клятву отречения, на земле бы не было бы такого беззакония. Если бы твой отец не принял отречение, твой брат Юдхиштхира был бы императором всего мира. Он обучал бы мир справедливости и праведной жизни. Ведь на самом деле, Партха, только благочестивые люди могут принести пользу миру. Но именно они стремятся жить в отречении. Подобно тому, как вода испаряется, а грязь, грязь остается лежать на земле, так же благочестивые и мудрые люди отрекаются от мира, а грешники, живущие в невежестве, управляют миром. По этой причине в мире растет греховность и беззаконие. Но Карма-йога призвана защитить людей от этого мрака и деградации. Карма-йог отрекается от вожделения, корысти, но не от самих действий. В этом мире он живет, следуя принципам отречения. Он совершает любые действия, но эти действия не влияют на него. Карма-йог ничего не ждет от своих детей, от своих близких и даже от своих подданных. Он полностью удовлетворен в своем отречении. При этом он приносит благо и обществу и своей семье. Когда человек заботится о своих детях, это сделка или любовь? Должен ли он ожидать плату за свою любовь? Рассчитывать на вознаграждение за свой труд – это торговля, а не любовь. Когда родители прививают своим детям высокие идеалы и ценности, дарит им свою любовь и чувство справедливости. Их дети обязательно ответят им любовью и сердечной заботой. Поведение детей – это реакция на наши же поступки, Партха. Если результаты действий зависят не только от людей, то стоит ли людям настраиваться на определенный результат. Если хорошо подумать, Партха, то станет очевидным, в жизни людей нет таких действий, на которые стоит возлагать слишком большие надежды и ожидания. Действуя в служении Богу, не стремясь к плодам своего труда, Карма-йог придет к Всевышнему. Живя в этом мире, Карма-йог ни от кого не зависит. В этом основной принцип Карма-йоги, Партха. Стань Карма-йогом, друг, и сражайся, служа Богу. Поднимись над тремя гунами, освободись от их влияния, Партха. Освободись от всех сомнений, всегда пребывай в благости, посвящай Богу все свои действия, исполняй все свои обязанности. Избавься от стремления приобретать и от желания сохранить что-либо в этом мире. Отбрось все это, Партха. Ты вправе выполнять предписанные тебе обязанности, но не считай, что результаты зависят от тебя. Никогда не стремись к плодам своих действий, но и не пренебрегай исполнением своего долга. Слушай, Партха, тот, кто усилием воли воздерживается от мирских удовольствий, на самом деле, по прежнему, сохраняет вкус и привязанность к ним. Его отречение только внешнее. Но познав более возвышенный вкус и утратив интерес к объектам чувств, доставляющим наслаждение, он утверждается в духовном. Но чувства, они очень сильны. Чувства могут увлечь ум даже мудреца, даже если он обладает истинным знанием и старается обуздать свои чувства. Карма-йог очищает свой ум от всех корыстных желаний. Он воспринимает свою жизнь как долг, исполняет его, никогда не стремясь к личной выгоде. И, Партха, тот, чей ум и чьи чувства сосредоточены на Боге, тот всегда удовлетворен. Тот, кто никогда не приходит в уныние из-за поражения, тот, кто не считает себя выше других, достигнет успеха. Такой человек является Карма-йогом. И такая личность вновь и вновь добивается успеха в своей жизни. Постоянно созерцая в уме объекты чувств, человек развивает в нем привязанность, из нее рождаются желания. Неудовлетворенные желания порождают гнев, а гнев порождает заблуждение. Заблуждение затмевает память, и человек не помнит наставления писаний. Потеря знаний разрушает разум, а когда разума нет, человек теряет все остальное, и общество становится его врагом. И в конце концов, такого человека ждет полное падение. Что ждет брата Дурьодану? Великий генерал Бхишма стал для него врагом, когда Владыка благословил вас на победу. Партха, Карма-йога – это второй урок духовного знания. Предайся воле Всевышнего, осознай себя душой, освободись от оков рабства, отбрось же все переживания, просто исполняй свой долг. Партха, знание Сатхи-йоги помогает человеку всегда думать о Всевышнем. Постоянные размышления о Всевышнем пробуждают в сердце человека чувство любви к Богу. Такую любовь называют Бхакти. Вакти дает человеку понимание, что есть истина, а что нет. Благодаря Бхакти человек может увидеть Всевышнего. А тот, кто может видеть Всевышнего, станет лучшим из всех Карма-йогов. Он получит освобождение и больше не родится в этом мире. Такова высшая и конечная цель всех, кто следует пути Дхармы. Увидеть сверх душу может тот, кто избавился от жадности, гордости, гнева, предубеждений и предрассудков. Если человек находится днем в темной комнате и говорит, что хочет увидеть солнце, что ты ему скажешь? Скорее всего, ты дашь ему совет выйти на улицу и посмотреть в открытое небо. Солнце всегда находится на небе. Подобно этому, Партха, сверх душа пронизывает собой все, сверх душа повсюду, сверх душе подчинены все существа. Тот, кто осознал себя душой, сможет увидеть сверх душу. Капля воды из океана такая же соленая, как и вся вода в океане. И так же душа и сверх душа имеют одинаковую духовную природу. Я и есть сверх душа. В твоем сердце тоже есть сверх душа, только ты до сих пор не знал об этом, но сейчас ты знаешь. Предаться мне, значит предаться Всевышнему. Оставь все Дхармы и просто предайся мне, Партха. Я – источник всех миров. Я – начало, середина и конец всего. Я-солнце, и я –луна. Я есть во всех созвездиях и планетах. Я старше солнца и так же юн, как распустившийся цветок. Никто не может существовать без меня. Я – сила, которая создала рай и ад. Я в Дурьодане, и я в тебе, Арджуна. Ты видишь только эту форму, но я ничем не ограничен. Много раз и приходил в этот мир, Партха. Я - источник множества аватар. Все они приходили в этот мир и покидали его. Я приходил сюда в прошлом и приду сюда в будущем. Всякий раз, когда перестают следовать Дхарме, и воцаряется беззаконие, чтобы спасти святых праведников, уничтожить злодеев и грешников и восстановить истинную Дхарму, я нисхожу в этот мир. Так происходило каждую эпоху, и это повториться в будущем. Я – душа каждой души. Я приходил как Матсья и как Вамана-аватар, как Парашурама и как Господь Рама. Это признают Брахма, Вишну и Шива Из меня вышли Сарасвати, Кали и Лакшми, все мужчины и все женщины, и все живые существа. Я не ограничен ни телом, ни этим миром. Я – истина, мироздание, сознание и вечность. Все во мне, но я всем этим не являюсь. Так происходило каждую эпоху, и это повторится в будущем. Размышляя над этим великим знанием, Партха, ты обнаружишь, что вечно связан со мной. В свой черед ты так же увидишь форму сверх души и мою вселенскую форму. Но чтобы тебе достичь этого, ты должен будешь полностью предаться мне. Прежде всего это значит стать смиренным, принимать все, что благоприятно для преданного служения Богу и решительно отвергать все, что неблагоприятно. Посвятить свою жизнь служению мне. Предаться мне, значит верить в мою защиту и принять меня своим господином. На самом деле преданность значит посвятить себя, свою жизнь, разум, знание, мечты, все желания своего сердца и все, что у тебя есть тому, кого ты любишь. Преданность, вызванная любовью, это и есть Бхакти. Когда человек предается кому-то, изменяет всю его жизнь. В его уме не остается места для сомнений или вопросов. Преданность и служение злодею сделает человека таким же злонравным. Ангарадж Карна, не смотря на его знания Дхарме, унижал Панчали на царском собрании. А причиной этому была преданность Ангараджа брату Дурьодане. Очень скоро он так же будет наказан в этой битве Он заслужил наказание за свою преданность тем, кто творил беззаконие. Поэтому важно посвятить себя служению добру и истине. Это делает человека праведником. Преступников заковывают в цепи из железа. Лампы в храмах закрепляют на цепочках из меди, а людям больше всего нравятся украшения из чистого золота. Преданность мужу, преданность хозяину, преданность другу – все это разные формы преданности, Партха. Но высшая форма преданности – это Бхакти – это любовь к Богу. Благодаря Санкхайя –йоге человек узнает, что он вечная душа, Карма-йога дает ему свободу от материальных привязанностей, а благодаря Бхакти человек обретает и развивает личные отношения с Богом. Благодаря любви к Богу, человек освобождается из круговорота рождений и смертей и достигает вечной жизни, знания и блаженства. Аромат Бхакти делает душу привлекательной для меня. Чтобы человек не предложил мне с преданностью и любовь, я непременно приму его подношения. С помощью человеческого тела душа познает творение и Творца. Между смертью и рождением в новом теле сознание живого существа дремлет. Свой личный опыт, переживания, знания и привычки, которые приобрела душа, она приносит с собой в новую жизнь. Сознание души продолжает развиваться только, когда душа живет в теле. Твои враги нарушали закон Дхармы, Партха. Они привыкли жить во грехе. Такое сознание препятствует освобождению. Грешникам дают возможность исправиться, но эти возможности не безграничны. Я простил Шишупале девяносто девять оскорблений, но когда он нанес сотое оскорбление, я наказал его. Если позволять грешить без ограничений, человек будет деградировать все больше и больше. Милость в том, чтобы не позволить грешнику совершать преступления. Все души вечны, никто не погибнет. Все они оставят лишь тела, оскверненные грехами, и получат новые тела. В новых телах у них будет больше шансов на духовное развитие. Если ты будешь помнить об этом во время битвы, это будет правильно. Жизнь в человеческом теле – это большая редкость и огромная ценность. Принципы праведной жизни очищают человека и развивают его сознание. Он накапливает благочестие и встает на путь самоосознания. Поэтому мудрецы говорят о поле и знающем поле. Тот, кто смотрит на все глазами знания, сравнивает тело с частью земли и называет его полем, а того, кто живет на этом поле и знает его, называют знающим поле. Изучая стороение своего тела и его возможности, человек развивается. Душа обитает в теле и противостоит влиянию трех гун. Она преодолевает невежество и стремится жить в благости. Когда к ней приходит чистая любовь к Богу, душа уходит из-под влияния трех гун Преданность – это врата в царство Бхакти. Любовь – это не то, что ты делаешь, любовь – это чувство, это состояние. Человеку важно очиститься молитвами, аскезами, ягьей, исполняя священные ритуалы и предписания, практикой йоги и самопознания, при этом развивая преданность Всевышнему. Где бы не жил преданный, каждый миг своей жизни он хочет только одного – своим служением доставить радость Всевышнему. Мы каждый день моем посуду, и каждый день она снова пачкается. Так же и ум человека вновь и вновь забывает о Всевышнем. Поэтому так важны молитвы, аскезы, медитация и другие практики. Они фокусируют ум на возлюбленном Господе, чтобы усилить чувство любви в сердце преданного. В какую бы часть реки ты не вошел, важно быть в потоке. В Бхакти-йоге надо помнить о главном, Партха, посвятить свою жизнь Всевышнему. Преданный делает только то, что усиливает его Бхакти. И начинать надо с того, чтобы поддерживать в себе гуну благости. Насилие без причины или необходимости – это грех, Партха. Отказ от насилия – это высшая заповедь, но кроме того правдивость, сдержанность, самоотречение, умиротворение, отказ от осуждения, сострадание, безкорыстие, великодушие, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависимости, тщеславия и эгоизма – таковы качества людей в Сатва-гуне, наделенных божественной природой. Обладая этими качествами, человек легко сможет предаться мне. Исполнять свои обязанности, следовать Дхарме и жить без притязаний на результаты своих действий, такой человек будет полностью удовлетворен своей жизнью. А когда он будет оставлять свое тело, я сам приду за ним. Я объяснил тебе Санкхья-йогу, Карма-йогу, Бхакти-йогу. Только через Бхакти, только с помощью любви можно постичь меня. За твою любовь ко мне я показываю тебе эту форму. Ты получил истинное знание, Арджуна. Это божественное знание является царем всех знаний и всех наук. Эту форму не могут увидеть даже боги. Это им не доступно. Но я проявил ее тебе в ответ на твою любовь, о, Арджуна. Я управляю каждой частицей земли. И эта земля, солнце, луна, все галактики и все созвездия находятся во мне. Я –истина, и я – абсолют. Я – жизнь, и я – благо. В алфавите я буква «А». Из Вед я –Сама-веда. Из полубогов я – Индра. В живых существах я – сознание. Среди якшей я – Кувера. Среди рудр я – Шанкара. Из васу я – бог огня. Из гор я – гора Меру. Из великих мудрецов я – Бхкригу. Среи звуков я – звук «ОМ». Из жертвоприношений я- джапа. Среди деревьев я – баньян. Память человека, разум, твердость и прощение - все это я. Я – величие. Из гандхарвов я – Читраратха. Из святых я – Нарада. Из коней я – Учайшрава. Из слонов я – Айравата. Среди животных я – лев. Среди птиц я – орел Гаруда. Среди людей я – царь. Из оружия я – Ваджра. Среди коров я – Камадхену. Среди змеев я – Васуки и Ананташеша. Я – бог смерти, бог воды и бог ветра. Я Богаван Рама, священная Ганга. Я творю, поддерживаю и разрушаю все миры. Знания Брахмы, Бог Махакала и сам Брахма, блеск, победа, сила сильных, решимость, наказание, могущество, стратегия, молчание и знание всех истин. Я – Васудева, Арджуна, Ведавьяса. Я пронизываю все, что существует. Нет такого места, где меня нет. Я- время. Я – жизнь и смерть, Арджуна. Я смерть всех пришедших сюда людей. Если ты не поднимешь на них свое оружие, тогда я сам уничтожу их всех. Благодаря тебе будет восстановлена Дхарма. Подними свой лук Гандива и начни бой. Сражайся, Арджуна, сражайся.

Кришна
Кришна