Найти тему

«Для России я готов отдать и трон, и жизнь...»

О расстреле царской семьи

Скорбная дата в нашей отечественной истории. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале дома инженера Николая Ипатьева в Екатеринбурге большевики расстреляли царскую семью Романовых. С тех пор прошло 104 года. Но не все факты трагедии еще известны исследователям. Однако общественное историческое покаяние необходимо каждому россиянину… Ведь без осознания ошибок прошлого нет будущего. Наш постоянный автор — житель Абакана Сергей Байкалов собрал информацию из открытых источников о событиях того далекого времени.

В Манифесте о восшествии на российский Престол нового Императора и Самодержца Всея Руси Николая II царевичем Николаем Александровичем Романовым, подписанном буквально за два часа до смерти его отца императора Александра III, 20 октября 1894 года говорилось следующее: «От Господа Бога вручена нам власть царская над народом нашим, пред Престолом Его мы и дадим ответ за судьбу Державы Российской… Повелеваем Всем нашим подданным учинить Присягу в верности нам и наследнику нашему Георгию Александровичу (брату царя), которому быть и именоваться наследником Цесаревичем дотоле, доколе Богу угодно будет благословить рождением сына предстоящий брак наш с принцессой Алисой Гессен – Дармштадтской».

С высокими, чистыми стремлениями начал свое царствование 26-летний государь император Николай Александрович Романов. Государь любил простых людей. Эти чувства к простому народу наблюдали многие во время многочисленных его встреч и разговоров с крестьянами. Николай II однажды обнял и поцеловал старика, который во время торжественной встречи царской семьи от волнения не мог произнести заранее заготовленную речь, ибо чувства были государю дороже слов. В преданность и верность русского народа он верил до самой своей смерти. Государь, как человек православный, сознавал себя царем в том высоком и ответственном понимании этих обозначений, которые унаследовал из веков русской истории. Царь был представителем духовной и святой Руси по своим воззрениям, по личной жизни и по взглядам. Царь был представителем и носителем этой национальной русской культуры, по своей сути – религиозной.

Несомненно, что основной целью большевиков во главе с Бронштейном-Троцким и Ульяновым-Лениным был захват власти в стране и уничтожение многовековой монархической государственности в России. Более того, уничтожение самой идеи этой государственности в лице православного царя, как идеи религиозной и православной, связанной с соотнесением Царя Небесного и царя земного как ставленника небесных сил – помазанника Божьего. Для этого большевикам потребовалось стереть фигуру помазанника из сознания большей части народа, чтобы ни у кого из русских людей в дальнейшем не возникало, пусть даже смутного, желания вернуть его, царя, на российский престол. Сделано это было, так сказать, в качестве превентивной меры – чтобы даже теоретически никогда более не по- явился на российских просторах «новый князь Святослав», способный восстановить историческую Русь во всем ее великолепии и полноте.

Окончательно же уничтожить идею царской, то есть Богом данной, власти можно было, только дискредитировав персону царя и его ближайшего окружения в глазах всех народов России.

Для этого богоборцы как внутри страны, так и за рубежом запускают целую серию мифов и прямой клеветы как о царе, так и о царской семье. Например, до сих пор живуч миф о том, что царская Россия была отсталой страной. Трудно спорить с такой массовой внутренней негативной убежденностью нынешних россиян, искусственно сформированной десятилетиями коммунистической пропаганды. Однако всё-таки давайте посмотрим, как действительно обстояло дело в этом вопросе на рубеже19–20-го веков. Архивные данные свидетельствуют о том, что накануне Первой мировой войны Российская империя переживала период материального расцвета, ее экономика в период с 1894 по1914 год росла довольно быстрыми темпами. Этот рост вел к наращиванию общественного богатства и всего благосостояния народа. В течение двадцати лет госбюджет страны вырос в 5,5 раза, а золотой запас увеличился в 3,7 раза. Российский рубль был в те годы одной из сильнейших валют в мире.

При этом следует иметь в виду, что государственные доходы казны росли без увеличения налогового бремени. Прямые налоги в Российской империи были в четыре раза ниже, чем во Франции и Германии, и в 8,5 раза меньше, чем в Великобритании и в ее колониях. Прирост производства зерна в царствование последнего русского государя составил около 78%. Россия кормила хлебом и маслом всю Европу. Добыча угля выросла в эти годы на 325%, меди на 375%, железной руды на 250%, нефти на 65%. Протяженность железных дорог увеличилась на 103%, а численность торговых судов возросла на 39%. Общий рост экономики даже в тяжелые годы войны составлял в России 21,5%. Квалифицированный рабочий получал в месяц 20 золотых рублей, при этом фунт хлеба стоил от 3 до
5 копеек, а цена килограмма говядины составляла 30 копеек. Килограмм картофеля стоил в России 1,5 копейки. При этом подоходный налог был самым низким в мире и составлял всего один рубль в год!

Отсюда возможность для всего народонаселения содержать весьма многодетные семьи. Царской властью в эти годы проводилась довольно грамотная демографическая политика. О задачах государства в этой области писал известный государственный деятель П.А. Столыпин: «…итак, на очереди главная наша задача – укрепить низы. Будут здоровые и крепкие корни у государства, поверьте, слово русского правительства совсем иначе зазвучит перед Европой и пред миром. Дайте русскому государству и русскому народу двадцать лет покоя, и вы не узнаете России». Самым же главным показателем эффективности и благополучия народа является прирост населения в стране. С 1894 по 1914 год, всего за двадцать лет, прирост населения в царской России составил фантастическую, недосягаемую для нынешней РФ цифру – 50,5 миллиона человек.

Однако чем больше всё российское общество теряло способность мыслить и чувствовать так, как велит православная церковь, тем больше оно не понимало царя. Духовно отойдя от идеалов святой Руси, богоборцы отчуждались и от представителей церкви. Богоборцы-нигилисты абсолютно не питали к царю тех чувств, какие питал к нему русский православный народ. Царь становился для различного рода богоборцев, атеистов и сектантов совершенно чужим, лишним и отжившим. Эти группы населения тяготились русским царем точно так же, как они тяготилось идеалами святой Руси.

Великий русский писатель Ф.М. Достоевский в свое время написал пророческие слова, которые целиком и полностью сбылись в феврале – октябре 1917 года: «…интернационал распорядился, чтобы европейская (читай – антирусская) революция началась в России. И начнётся, потому что нет у нас для неё надёжного отпора ни в управлении, ни в обществе. Бунт начнётся с пропаганды атеизма и грабежа всех богатств. Начнут ниспровергать религию, разрушать храмы и превращать их в казармы, конюшни, зальют мир кровью, а потом сами испугаются…»

В этом плане Февральская и Октябрьская революции 1917 года, одна за другой произошедшие в России, несомненно, стали трагической и разрушительной порой для нашей страны. Они были направлены в первую очередь на полное разрушение фундамента Руси – православной веры и православно-самодержавной формы государственности в стране. Идея богоотступников заключалась в полном отрицании и упразднении традиционной религии. Она нашла свое отражение в известной формуле: «Религия – опиум для народа». Ну а раз религия, по версии большевиков, пришедших к власти в октябре 1917 года, является опиумом, значит, она должна быть запрещена и уничтожена. В результате у царя отняли венец, причем не только профессиональные революционеры, но и депутаты Думы и многие царские генералы, к тому времени уже вовсю объятые интеллигентским ощущением ненужности царя и не вставшие на его защиту. Они своим нейтралитетом и невмешательством сами подрубили сук, на котором сидели.

В день своего отречения от престола государь произнес следующие слова: «Дело идет о России, об ее кровных интересах. Для России я готов отдать и трон, и жизнь. И если я стал помехой счастья Родины, то нет той жертвы, которую я не принес бы во имя действительного блага и для спасения России. Посему я готов отречься от престола…»

В Ставке государь прощался со всеми чинами штаба и управлений, с рыдавшими боевыми офицерами и казаками конвоя и сводного полка. Не выдержав всей тягости этих своих, в равной мере и всеобщих, переживаний насильственной разлуки, он оборвал свой обход, поклонился всем присутствующим лицам и, вытирая глаза, вышел вон из зала. «Сердце моё чуть не разорвалось», – записал Николай II Романов в своем дневнике.

В несмолкаемом газетном хохоте и в уличном общенародном глумлении над царем и его близкими издевались, позорили, клеветали, оскорбляли и унижали. После того, как одни ближайшие сотрудники государя изменили данной ему присяге, а другие – трусливо бежали. Временное правительство, во власть которого царь отдал сам себя добровольно, испугалось толпы и не защитило его. Последовал арест всей царской семьи и его приближенных. В Екатеринбурге, в доме инженера Ипатьева, царская семья провела последние два с половиной месяца своей жизни.

Сергей БАЙКАЛОВ

Фото из открытых источников

Окончание в следующем номере