Чего испугалась Европа после того, как "Газпром" объявил о форс-мажоре, и кто виноват в том, что Запад может замёрзнуть грядущей зимой.
18 июля СМИ облетело сообщение, что российский "Газпром" направил письмо одному из крупнейших европейских клиентов о том, что из-за форс-мажора придётся отложить поставки газа. Американское издание Reuters, ссылаясь на свои источники, уточнило, что речь идёт о поставках в Германию по трубопроводу "Северный поток".
В ожидании зимы
"Северный поток" является главным газопроводом для поставок голубого топлива из России в Германию, а оттуда — и в другие страны Европы. Альтернативного трубопровода в этом направлении нет. Это мог быть "Северный поток – 2", но из-за западных санкций после начала военной спецоперации на Украине его сертификация остановлена и речь о запуске проекта до сих пор не идёт.
Есть ещё газопровод через Украину, но Киев, ссылаясь уже на свой форс-мажор, остановил прокачку топлива через свою территорию. Да и сам "Северный поток" — единственный оставшийся для поставок газа в Европу — с 11 июля находится на техническом обслуживании. Но ещё до начала ремонта "Газпром" сократил по этому газопроводу поставки, сославшись на задержку обслуживания турбины Siemens в Канаде.
Берлин, который видит реальную перспективу серьёзнейшего за последние десятилетия энергетического кризиса, попросил Канаду как можно скорее отдать турбину "Газпрому". Оттава согласилась передать её Берлину, который в свою очередь передаст Москве.
Но в "Газпроме" указывают, что так до сих пор ничего не получили от компании. Вероятно, именно по этой — технической — причине Европа продолжает нервничать, а российская сторона вынуждена объявлять о форс-мажоре (обстоятельстве непреодолимой силы), ведь от "Газпрома" действительно не зависит, когда компании передадут необходимое оборудование.
Но в Германии почему-то видят во всём этом некую политическую подоплёку и опасаются, что российская сторона и вовсе не возобновит поставки газа в Европу, оставив её в той же яме, которую там готовили для России. Тем временем уровень запасов газа в ЕС сейчас всего около 64%.
— На "Северном потоке" сейчас проводится техобслуживание. Там пять турбин, одну из них починили, а гарантий починки остальных нет. Они должны проходить профилактический ремонт и стандартизацию в Канаде. Поэтому "Газпром" снизил размеры поставок: надо соблюдать технику безопасности. Сейчас возникла новая проблема: Канада больше месяца задерживает передачу России этих самых турбин. Из-за такой ситуации на газовом рынке будет наблюдаться недостача топлива, и вина за это лежит на европейских лидерах, потому что есть "Северный поток – 2", который в любой момент можно запустить, но они отказываются это делать из-за своих русофобских убеждений. Отопительный сезон в Европе будут проходить с большими проблемами, — считает экономист Александр Роджерс.
"Не плюй в колодец…"
Заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов в беседе с Лайфом отметил, что складывающуюся ситуацию можно назвать ожидаемой. Сейчас в Европе относительно безветренная погода и доля ветровой генерации во всей совокупности производства электроэнергии в Евросоюзе опустилась до 8%, хотя ещё пару-тройку дней назад достигала 13%. В последнее время этот показатель в среднем колеблется в районе 10% и даже ниже. Хотя на пике доля составляла 31%.
Кроме того, по словам Фролова, из-за погодных условий в ЕС сократилась выработка энергии и на гидроэлектростанциях, в результате чего при возросшем спросе на электричество (людям нужны вентиляторы) увеличилась загрузка тепловых электростанций, работающих на газе и угле. Соответственно, Европе сейчас нужно больше газа и они обращаются к поставщикам, среди которых самым реальным и выгодным остаётся Россия.
— "Северный поток" сейчас находится на плановой профилактике, согласованной за много месяцев до этого. Но даже после того, как он будет запущен, его нельзя будет эксплуатировать на 100%. Дело в том, что прокачка газа осуществляется с помощью турбин, изготовитель которых располагается в Канаде. "Газпром" ждёт возвращения одной из турбин, которую уже должны были привезти в Россию. А в планах ещё одна турбина, которая должна была отправиться в Канаду ещё в июне, после возврата первой. Ещё три турбины требуют профилактического осмотра, который тоже должны осуществить специалисты из Оттавы. Из-за антироссийских санкций Германии и Канады, рассогласованности между странами Западной Европы и Северной Америки мы наблюдаем ситуацию, при которой загрузить "Северный поток" на 100% невозможно. Поэтому российская сторона может сослаться на форс-мажор: санкции были введены не ей, а иными субъектами, — пояснил Фролов.
Газопровод под трибунал?
В компании Siemens и Правительстве Германии, как ни странно, предположили, что сокращение поставок газа произошло по политическим, а не техническим причинам. Схожая реакция была и у крупнейшего импортёра российского газа в Германии — компании Uniper. Там объявили, что официально отклонили заявление "Газпрома", считая его "необоснованным".
Заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности России Алексей Гривач в беседе с нашим изданием отметил, что в случае, если западные "партнёры" будут идти до конца в доказывании "политического характера" действий "Газпрома", всё может завершиться в арбитражном суде, но сейчас для него совсем неподходящее время, потому что арбитражная система шатается из-за политических факторов.
— "Газпром" уведомил, что не сможет выполнять свои обязательства по контракту в полном объёме из-за форс-мажора. Контракт — это договорные отношения между поставщиком и клиентом, и, если поставщик не может выполнить обязательства из-за обстоятельств непреодолимой силы, он вправе объявить форс-мажор и быть освобождённым от этих обязательств. Право клиента не согласиться и доказывать, что форс-мажора нет и что у поставщика была возможность продолжать поставки. Другое дело, что сейчас из-за санкционной политики и её косвенного воздействия на контрактные отношения последние оказались под большим вопросом. Вся система контрактования, арбитражного разбирательства шатается, если не сказать, валится. Само по себе арбитражное разбирательство — долгое по времени. Оно подходит, когда нормально работает система. Сейчас вся система энергетической безопасности рушится, — отметил Гривач.
Европейские СМИ и аналитики пишут о газовом ультиматуме, который может поставить Россия, намекая своей аудитории, что в капкан, который готовили Москве, попал Берлин, и пока это лишь цветочки. Ну а ягодки станут для немецкой экономики Рубиконом, который она может перейти осенью. И тогда от стабильности самого стабильного государства Западной Европы останется лишь воспоминание.