В материалах, посвященных низкопольным автобусам первого поколения, я уже писал, каким образом происходило размежевание производителей Daimler-Benz и MAN, которые в течение первой половины 90-х годов вносили все больше и больше изменений в конструкцию своих автобусов, ранее имевших общую стандартную платформу. Результатом этого размежевания стало появление автобусов MAN A10 NL 202 и Mercedes-Benz O 405N2 с пониженной оконной линией в передней части кузова. Эти автобусы довольно существенно отличались друг от друга, как снаружи, так и внутри. Но это было лишь началом...
Итак, я запускаю цикл статей, в котором вы сможете узнать о низкопольном городском автобусе MAN A21, позже получившим название Lion's City. Это была первая модель компании, не имевшая отношение к проекту "стандартный автобус". В ее основе лежало совершенно новое шасси, позволившее значительно увеличить площадь низкого пола в салоне. Автобус за двадцать шесть лет производства пережил три крупных модернизации, о каждой из которых я подробно расскажу в отдельных статьях.
В этом же материале речь пойдет о предсерийном варианте, который выпускался в очень короткий промежуток времени, с 1996 по 1998 год.
История появления
К середине 90-х немецкие производители автобусов пришли к выводу, что после почти семи лет существования на рынке низкопольных автобусов первого поколения пришло время внести несколько более радикальные изменения в их конструкцию.
Воодушевленная техническим успехом компании Neoplan, которая уже в 1992 году разработала полностью низкопольный городской автобус, имевший условное обозначение N4114 DES (DES — Diesel-Electrich System, нем. Дизель-электрическая система), компания MAN решила применить концепцию с пониженным уровнем пола по всей площади салона и в своих конструкциях. Новая модель должна была со временем заменить в модельном ряду частично низкопольные автобусы MAN A10.
Итак, после разработки совершенно нового шасси, адаптации системы трансмиссии для снижения высоты пола в проходе над ведущим мостом и множества более мелких изменений в конструкции как механических, так и электрических компонентов, а также элементов кузова, в мае 1995 года был выпущен автобус нового поколения. Им стал прототип модели MAN NL 223 с номером шасси A21-0001.
После испытаний на полигоне этот автобус был отправлен для дальнейшей эксплуатации в немецкую компанию EVAG из Эссена. Как и автобусы, произведенные в 1997 году (а некоторые и в 1998 году), он имел внешний вид, который был скорее ближе к низкопольным автобусам первого поколения, нежели к своему финальному облику. Вторая машина этого типа на шасси А21-0002 была выпущена в феврале 1996 года, а серийное производство началось во второй половине того же года.
Описание модели
Автобусы MAN с маркировкой А21 относились к одиночным 12-метровым низкопольным автобусам без ступенек во всех дверях. Их появление на рынке качественно улучшило модельный ряд городских автобусов концерна MAN. Одновременно с этим был обеспечен еще больший комфорт пользования общественным транспортом как для пассажиров, так и для транспортных компаний, имеющих автобусы данного типа. Первые серийные автобусы достались, в частности, немецким компаниям DSWAG Dortmund, SWS Solingen и MVG Mülheim.
Как и автобусы предыдущего поколения MAN A21 имел как двухдверную модификацию, так и трехдверную. При этом двухдверный вариант был представлен лишь в одном исполнении, в котором средняя дверь была смещена к заднему колесу. У MAN A10 такая модификация также имелась, но в таком варианте в задней части салона автобуса находилась одна ступенька. Причиной тому было использование традиционных ведущих мостов, которые не позволяли снизить высоту пола над ними. У новой модели же никаких ступенек не было, как раз-таки благодаря применению новых портальных мостов.
Внешний вид
Ранний вариант MAN A21 визуально очень сильно напоминал MAN A10. Человек, у которого не наметан глаз, даже не сможет отличить машину нового поколения от предыдущего. Тем не менее отличий хватает, и ниже мои читатели во всех подробностях могут с ними ознакомиться.
Наиболее характерным элементом прототипа была его передняя маска, а, вернее, нижняя ее часть, расположенная под стеклом (панорамное остекление было близко к финальному варианту, о котором я расскажу уже в следующей статье). При проектировании нижней панели пять секций были разделены линиями, пересекающимися под прямым углом, что способствовало оптической тяжеловесности автобуса. Самый высокий из них — стальной пояс под окном, аналогичный таковому у моделей предыдущего поколения . Под ним в одну линию выступают три полимерные панели. Две боковые представляют собой корпуса прямоугольных фонарей, разделенных на три части, а средний - панель с тисненым логотипом производителя. Под ними установлен бампер, выполненный из стали, имеющий место для номерного знака.
Центральным элементом передней части является большое панорамное остекление с окном для маршрутоуказателя над ним и боковыми габаритными огнями. Все это визуально образует единый блок. Еще одной характерной деталью является округлая полоса, соединяющая переднюю стенку с крышей.
Боковые стенки выглядят почти так же, как у автомобилей предыдущего поколения. Впрочем, можно заметить кое-какие незначительные отличия, вроде более резкой ступени нижней линии окон или частичного отсутствия боковых молдингов. Кроме того была использована другая форма окна со стороны водителя.
Задняя часть была значительно изменена. В нижней части расположен немного выступающий закругленный бампер из пластика со специальной выемкой посередине для номерного знака. Немного выше, в угловые стойки, встроены четырехкамерные фонари, расположенные вертикально. Над задним стеклом на кромке крыши с обоих сторон установлено по два небольших фонаря круглой формы, отвечающих за габариты и указатели поворота.
В первой половине 1998 года автобус получил небольшие изменения во внешнем облике. Переработке подверглись боковые стенки автобуса. Была использована черная отделка для оптического выравнивания оконной линии в задней части автобуса.
Заднее стекло также приобрело новый вид и теперь доходит до верхнего края задней стенки, одновременно прикрывая люк для маршрутоуказателя и задние габаритные фонари.
Салон и кабина
В салоне двухдверного варианта MAN A21, по сравнению с моделью MAN A10, не произошло практически никаких изменений. Главным нововведением стало отсутствие ступеньки в проходе в задней части салона, что значительно увеличило удобство передвижения по нему. В остальном же, что касается планировки, формы поручней и сидений, все осталось без изменений.
А вот в трехдверном варианте исчезла ступенька на входе в третью дверь. Убрать ее удалось путем смещения агрегатов в левую часть автобуса. Таким образом, компания MAN стала одним из первых производителей, который представил трехдверный автобус с низким полом во всех трех дверях.
Правда, был у данной низкопольной конструкции и недостаток: в задней части салона из-за расположения агрегатов, появилось сразу несколько подиумов разной высоты, которые в народе прозвали "Эверестом". Такое название было получено из-за того, что попадание на сидячие места, расположенные на этих подиумах, напоминало взбирание на гору.
Если говорить, о водительском месте, то здесь произошли куда более серьезные изменения. Автобус получил совершенно новую кабину. Главным ее изменением стало появление новой приборной панели от VDO, о которой я уже неоднократно упоминал в предыдущих материалах, поэтому не буду повторяться.
Агрегаты
Предсерийные машины до июля 1998 года могли оснащаться лишь одним двигателем MAN D 0826 LUH 12 объемом 6.9 литров и мощностью 220 л.с. Позже к нему добавились еще два:
- MAN D 0826 LUH 13 объемом 6.9 литров и мощностью 260 л.с.
- MAN D 2865 LUH 07 объемом 10 литров и мощностью 310 л.с.
Все эти двигатели могли агрегатироваться с автоматическими коробками Voith и ZF.
Модификации
В самом начале выпуска низкопольный MAN нового поколения был весьма скуден на модификации, созданные на его основе. Помимо городского варианта имелись лишь пригородный и сочлененный. Начну, пожалуй, с пригородной модификации, получившей маркировку A20.
MAN A20 — семейство и серия низкопольных автобусов третьего поколения, выпускавшихся компанией MAN с 1998 по 2004 год. Цель выпуска автобусов серии A20 состояла в том, чтобы расширить предложение низкопольных автобусов MAN модификациями, адаптированными для пригородных линий.
Предсерийный вариант появился еще в 1996 году. Автобусов с ранней версией экстерьера было выпущено около 300 экземпляров.
Пригородная модификация отличалась от городского варианта высокой прямой линией окон, прислонно-сдвижными дверями и салоном, оснащенным мягкими сидениями с высокими спинками, которые были установлены на подиумы. По сравнению с предыдущей моделью MAN A12 EL 202, автобус нового поколения не имел ступенек при входе, что позволяло осуществлять комфортную посадку и высадку пассажиров. Но при этом в салон вернулись подиумы, отсутствующие в предыдущей модели.
MAN A23 представлял собой семейство сочлененных автобусов. Они начали появляться на рынке в конце 1990-х годов, когда рос интерес к автобусам MAN нового поколения. Их целью было в основном заменить автобусы семейства MAN A11 и одновременно модернизировать модельный ряд автобусов новым поколением. Главным отличием новой гармошки стало отсутствие ступеньки перед дверью в прицепе автобуса.
Базовой моделью семейства А23 была модель MAN NG 313 с двигателем мощностью 310 л.с. Другие производные модели серии А23 отличались только мощностью двигателя.
Первый прототип сочлененного автобуса был выпущен в 1996 году. Но точное количество гармошек с предсерийной внешностью я найти не смог. Да и самих фотографий этих автобусов в сети днем с огнем не сыщешь. Все, что мне удалось отыскать - это два снимка автобуса MAN A23 NG 313 1998 года выпуска, принадлежащего швейцарскому перевозчику Postbus...
И несколько фотографий MAN A23 NG 313 перевозчика Münchner Verkehrsgesellschaft mbH из города Мюнхен.
Göppel
Немецкая компания Göppel Bus GmbH, о которой я уже упоминал в предыдущих материалах посвященных автобусам MAN, в 1998 году представила мидибусы MAN NM 223.
Несмотря на то, что наружные панели кузова повторяли модель MAN A21, этот автобус не имел существенных отличий от предыдущей модели MAN NM 222.
Hess
В декабре 1999 года специально для города Лион (Франция) были выпущены семь троллейбусов MAN NMT 222. Они были построены швейцарской компанией Hess (укороченный кузов типа Eurotrolley) на базе MAN NM 222 и электродвигателя Kiepe Elektrik.
Они использовались на Лионской троллейбусной линии под номером S6, маршрут которой проходил по узким улочкам, поэтому использование троллейбусов стандартной длиной в 12 метров там было невозможно.
На сегодняшний день все семь троллейбусов отставлены от эксплуатации и велика вероятность, что заменены они будут автобусами среднего класса, а не электрическим транспортом нового поколения.
Дополнительные материалы
В этом разделе я бы хотел продемонстрировать несколько интересных фотографий предсерийного MAN A21, не включенных в основную часть повествования.
На фотографиях ниже вы можете увидеть MAN A20 NÜ233 с крайне необычной компоновкой дверей.
Мало того, что это трехдверный вариант, что в принципе не характерно для пригородных автобусов этой модели, так еще и все двери у него планетарного типа.
Данный автобус по сей день работает в Польше в городе Гданьск на предприятии Przewozy Autobusowe GRYF sp. z o.o. sp.k.
Ниже хочу показать небольшую подборку фотографий, которую можно объединить общим названием "встреча поколений".
В России ранний низкопольный MAN A20/A21 был весьма редким гостем, но в нескольких городах такие машины все-таки работали.
Заключение
Предсерийный MAN A21 во многом стал машиной знаковой. Это первый автобус компании, в основе которого лежала конструкция, позволившая применить полностью низкопольную компоновку салона. Именно этот автобус стал прародителем линейки городских автобусов Lion's City, которая выпускается по сей день. С этим автобусом компании MAN удалось аж на два года опередить своих прямых конкурентов из Штутгарта в том, что касалось предложения самого технологичного автобуса на рынке. Но так получилось, что несмотря на все это, ранний MAN A21 воспринимается лишь прототипом низкопольного автобуса от производителя из Мюнхена, и это при том, что выпущен он был довольно существенным тиражом.
Возможно, все дело во внешности, которая, хоть и скрывает под собой совершенно новое шасси, но практически не имеет отличий от внешнего вида предшественника MAN A10. А может быть, в самом MAN не ставили целью создать городской автобус, который мог бы привлечь к себе внимание общественности. Ведь до выхода Mercedes-Benz O 530 Citaro и в компании Daimler-Benz AG маркетинговый отдел не занимался серьезным пиаром продукции, которую выпускали автобусное и грузовое подразделение.
В любом случае, технически машина получилась очень интересной и заслуживает того, чтобы занять значимое место в истории автобусостроения. А все ошибки, связанные с позиционированием, а также
с небольшим количеством визуальных изменений, в компании постарались исправить в 1998 году с выходом обновленного варианта MAN A21, который представлял собой уже полноценное семейство автобусов. Получилось у них или нет - узнаете в следующем материале.
Статья основана на материалах сайта https://www.mkm.szczecin.pl/Перевод выполнен мною при частичном использовании Google Переводчика.
Ссылки на источники:
https://www.beku-bildarchiv.de/bildarchiv/eswe.htm#012
#автобусы #германия #история #man #общественный транспорт #фото #техника #статья #пассажирский транспорт #прошлое