Здравствуйте, друзья.
Станция была открыта 30 января 1952 года.
Архитектор станции - Щусев А.В. Художник - Корин П.Д.
Станция «Комсомольская» с самого начала задумывалась как своеобразные ворота Москвы. Не удивительно, ведь рядом находились три важнейших вокзала столицы, это до сих пор самый оживленный транспортный узел Москвы. И конечно, станция должна была формировать первые впечатления приезжающих о столице.
Станция «Комсомольская» никогда не была самой крупной станцией ни по одному из параметров (ширине, длине, высоте и пр.), но, находясь на станции, а особенно спускаясь с лестницы, тебя отхватывает ощущение огромного пространства, воздуха, несмотря на толпы бегущих на вокзалы людей. Даже из вагона, метро «Комсомольская» (кольцевая) кажется большой и просторной.
Реализовано это было в большей степени за счет аркад - в то время новаторской идеи для несущей конструкции станции метро. Они создают ощущение полностью открытого пространства. Высота свода центрального зала, которая в полтора раза выше боковых платформенных залов, тоже добавляет станции ощущения объема.
При строительстве станции Щусев использовал мотивы «московского барокко» с элементами классицизма и ампира (эти же мотивы использованы архитектором ранее, при строительстве Казанского вокзала). Из-за гармоничного соединения стилей станция производит впечатление парадного зала царского дворца XIX века.
Светлый мрамор колонн, путевых стен, темный, одноцветный пол, но при этом яркий цвет свода и лепные орнаменты, освещение призваны привлекать внимание зрителя к потолочным и настенным мозаикам.
Свод украшен 8 панно, из смальты и драгоценных камней, олицетворяющими триумф Советского народа в Великой Отечественной войне. По одной из версий, мозаики иллюстрировали окончание речи Сталина, произнесенной им 7 ноября 1941 года во время парада на Красной площади перед войсками, уходившими на защиту Москвы:
«....Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойными этой миссии! Война, которую вы ведёте, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас непобедимое знамя великого Ленина! За полный разгром немецких захватчиков! Смерть немецким оккупантам! Да здравствует наша славная Родина, её свобода, её независимость! Под знаменем Ленина – вперёд, к победе!»
Хотя, как мне кажется, смысл может быть глубже: мозаики отражают непобедимость русского народа не только в Великой отечественной войне, но и во всех войнах, которые велись против захватчиков на русской земле.
На торцевой стороне золотом на бордовом фоне выложен мозаичный герб СССР, увитый растительным орнаментом. Под ним расположен бюст Ленина на постаменте.
Потолочные мозаики расположены в хронологическом порядке, начиная с глухого торца:
Победа Александра Невского.
Дмитрий Донской перед Куликовой битвой. На переднем плане - Пересвет и Ослябя верхом.
Минин и Пожарский собирают на Красной площади народное ополчение.
Александр Суворов и переход через Альпы.
Кутузов на Бородинском поле.
Падение Берлина.
На последних двух мозаиках «Вручение гвардейского знамени» и «Парад победы» ранее был изображен Сталин. Но в 1963 году, после развенчания культа личности, мозаики были заменены на «Выступление Ленина на Красной площади» и «Триумф победы».
Кстати, эскизы к новым панно делал сам Корин, стараясь использовать максимальное количество фрагментов старых мозаик.
В парусах (боковых мозаичных панно) расположены изображения на тему «Русского оружия». Каждое изображение передает определенную эпоху русских побед.
По лестнице в конце зала можно попасть в купольный зал. В его сводах мозаикой выложена красная звезда, от которой расходятся золотые лучи. Эта мозаика была сделана позже основного ансамбля станции.
Уличный павильон метро также был спроектирован Щусевым. И, надо заметить, отлично вписался в общий ансамбль Комсомольской площади, не перекрывая и не теряясь на фоне крупных и абсолютно разных по стилистике зданий вокзалов: Ленинградского, Казанского и Ярославского.
Рассказывая про станцию «Комсомольская», невозможно отдельно не рассказать про художника, создавшего самое главное украшение станции, - мозаики.
Корин Павел Дмитриевич родился в 1892 году в селе Палех. Шкатулки там стали делать только в 1920 году. Об этом мы расскажем вам в одном из следующих постов. А до революции это был один из главных центров иконописи в России. Павел Дмитриевич родился в семье иконописцев и сам обучался и успешно занимался иконописью. Позже работал вместе с Нестеровым М.В., известным нам своей проникновенной околорелигиозной живописью. Вместе они расписывали московские храмы, в том числе и Марфо-Мариинскую обитель. После работы над храмом основательница обители, княгини Елизавета Федоровна, настояла на дальнейшем развитии таланта Корина, направив его для изучения древнерусских фресок в Ярославль и Ростов.
Интересно, что самый известный ростовой портрет Александра Невского принадлежит кисти Корина. Мы все его видели, но мало кто связывает его с автором мозаик на станции метро «Комсомольская», не правда ли?
Несмотря на то, что станция построена во времена тотального атеизма, Корину великолепно удалось передать духовность России. Внимательно осмотрев мозаики, на многих из них вы увидите лики святых, помогавших великим воинам Руси одерживать победы во имя Родины и веры. Все мозаики наполнены смыслом, чувством и величием.
Удивительно, как Корину удалось получить разрешение на подобное изображение обликов героев в те годы. Особенно в столь значимом месте, с такой проходимостью и имеющем название «Комсомольская».
Но, как раз именно благодаря Корину, его духовной наполненности и таланту, мы до сих пор, попадая на эту станцию метро, восхищаемся красотой, богатством его убранства и испытываем гордость как за подвиги наших предков, так и за талант людей их изображающих и тех, кто построил этот великолепный дворец, возможно самый прекрасный пример сталинского ампира.
Октябрь, 2021
Cпасибо за внимание!