Найти тему
Майоръ Гусаров

США получают очередную «пощечину» в Азии? На очереди Пакистан. Хан возвращается…

Похоже, что в Пакистане - оплоте американской политики в Центральной Азии, назревают серьезные перемены. В большую игру возвращается бывший премьер-министр Имран Хан.

Ремарка. Читатели скажут, майор, куда тебя уже второй день несет. Зачем нам Азия? У нас есть интересы поважнее и поближе. Согласен. Но то, что сегодня происходит на театрах боевых действий, широко освещается в СМИ и в телеграмм-каналах. Трудно найти для читателей что-нибудь эксклюзивное. А хочется. О том, что сегодня происходит в Азии, наши средства массовой информации почти не пишут, если это не связано с визитами Путина или заявлениями Китая. Между тем, там происходят процессы, которые могут оказать серьезное влияние на мировую политику и расклад сил в этом важнейшем для России регионе. Поехали.

Весной этого года в Пакистане – ядерной державе и одной из крупнейших мусульманских стран мира (230 миллионов граждан) – случился конституционный кризис. 10 апреля в результате подковерной игры премьер-министр страны Имран Хан был отправлен в отставку в результате объявленного ему вотума недоверия. А ведь еще недавно он был кумиром нации. Американцы ликовали…

Имран Хан. Фото из откр. источников
Имран Хан. Фото из откр. источников

Дело в том, что бывшая звезда крикета и основатель партии Движение за справедливость Имран Хан, вступивший в должность в 2018 году, проводил крайне независимую от США политику. И это при том, что еще несколько лет назад, Пакистан являлся краеугольным камнем американского влияния в Средней Азии, да и вообще в мусульманском мире. Хотя тут необходимо уточнить, что первая черная кошка в отношениях между США и Пакистаном пробежала несколькими годами ранее. Разногласия начались на фоне американской операции в Афганистане и достигли апогея в 2017 году, когда Дональд Трамп обвинил Исламабад в поддержке терроризма.

Имран Хан пошел на резкое сближение с Россией. Он стал первым лидером иностранного государства, посетившим нашу страну прямо 24 февраля. Впрочем, надо понимать, что, несмотря на сближение с нашей страной, пуштун Имран Хан все равно рассматривал основным союзником своего государства Китай.

Практически никто из серьезных аналитиков не сомневался, что за отставкой Имрана Хана торчат уши Вашингтона. Мне кажется, что и сами американцы этого особо не скрывали, хотя на официальном уровне открещивались от узаконенного переворота. Одним из главных организаторов правительственного кризиса в Пакистане называли заместителя госсекретаря США по Центральной и Южной Азии Дональда Лу. Еще одним фактором смещения Имран Хана стали его противоречия с военным блоком, традиционно играющим ключевую роль в политической жизни страны. Не устраивал Имран Хан и два самых влиятельных пакистанских клана – Шарифов и Бхутто. Все эти восточные нюансы и стали главными козырями в игре Дональда Лу.

В результате американской комбинации к власти в Исламабаде пришел представитель одного из самых влиятельных пакистанских кланов Шахбаз Шариф – сторонник сближения с США. Это и стало поводом для ликования в Вашингтоне. Казалось, что вектор политики мощного азиатского государства круто развернулся и вскоре Пакистан вернется в лоно американской политики. Не тут-то было…

Шахбаз Шариф. Фото из откр. источников
Шахбаз Шариф. Фото из откр. источников

Имран Хан вывел на улицы сотни тысяч своих сторонников. Многотысячные митинги не утихают по сей день. Сторонники Имран Хана распевают пакистанский гимн и скандируют: «США – руки прочь от Пакистана». Сам Имран Хан время от времени объявляет ультиматумы правительству Шарифа. Тот в ответ забрасывает «Марши независимости» слезоточивым газом и вводит войска в правительственную зону Исламабада, чтобы остановить разбушевавшихся демонстрантов. В общем, серьезное противостояние, которое, впрочем, характерно для некоторых азиатских стран. На этом фоне значительно ухудшается экономическое состояние Пакистана, и теперь Шахбазу Шарифу уже не до сближение с Америкой, а как бы в своем кресле усидеть. И тут его ожидает очередной удар…

В минувшие выходные в штате Пенджаб (крупнейшем регионе Пакистана с населением более 100 миллионов человек) состоялись выборы в провинциальный парламент. 15 мест из 20 взяла партия Имрана Хана Движение за справедливость (РТI).

- Этой исторической победой вы показали миру, что мы – уважающая себя нация. Теперь все, что решит пакистанский народ, произойдет. Никакая иностранная сила не имеет права решать нашу судьбу, - заявили представители Хана.

Необходимо отметить, что провинция Пенджаб является лакмусовой бумажкой политической жизни Пакистана. Исторически так сложилось, что тот, кто побеждает в Пенджабе, тот побеждает и во всей стране. Выходит, что на предстоящих в 2023 году выборах шансов у противников Имран Хана нет.

В Вашингтоне вздрогнули, о чем свидетельствуют грустные пакистанские репортажи ведущих американских СМИ. Англосаксы прекрасно понимают, что азиатский пояс их противников, о котором я писал вчера, вскоре еще более расширится за счет одной из самых больших (и ядерных) держав Центральной Азии. Вот так и рушится влияние "мирового гегемона"...

Доклад закончил. Подписываемся на канал.

Поддерживаем блог.

Илья Гусаров