Автопортрет многословнее зеркала, многограннее фото и правдивее видео. И нетривиальный способ найти ответ на ключевые для человека вопросы: кто вы такие и кем вы хотите стать, где вы находитесь и куда вы направляетесь, что вы чувствуете и о чем вы мечтаете.
На автопортрете вы можете быть кем угодно, когда угодно и где угодно. Младенцем или стариком. Бесстрастным или буйным. Вдохновленным или опустошенным. В Москве или в Лондоне. На Земле или на Меркурии.
Быть свободным в изображении себя — это роскошь. И автопортрет — прекрасный способ наслаждаться такой роскошью на полную катушку.
Но и не автопортретом единым: как говорил Люсьен Фрейд, кого бы ни рисовал художник, в итоге все равно получается автопортрет.
Почерпнем идеи для автопортрета у художников 👨🎨
Джорджоне изобразил себя загадочным, ускользающим, едва различимым во мгле.
Дрожь берет от положения его глаз — асинхронно, расфокусированно, неестественно.
Чума унесет жизнь Джорджоне через всего несколько месяцев после создания этого автопортрета. Одни ищут в таких случаях мистические совпадения, а другие — ключи к секрету художественного предвидения.
Как вы думаете, где на этой картине Поль Гоген изобразил себя?
Присмотритесь к кукле шута. Этот паяц — сам Гоген.
Счел ли Гоген себя детским сном? Если так, то такой сон имеет все шансы стать кошмаром.
Караваджо был заворожен процессом обезглавливания. Оттого разнообразные сюжеты с обезглавливанием - частые гости на картинах Караваджо.
Апогеем вереницы картины, посвященных обезглавливанию, можно считать "Давид с головой Голиафа", где Караваджо наделил своими чертами и Давида, и Голиафа: первый — это Караваджо юный, второй — зрелый и матерый.
Такое прочтение открывает множество смыслов. Например, мы - опаснейшие из своих врагов. Или: свежесть и новизна юности побеждают опыт и мастерство старости.
Поль Гоген нарисовал более сорока автопортретов.
И благодаря "Автопортрету с нимбом" мы теперь знаем, что Гоген увлекался не только Таити, но и Японией.
Перед вами первый женский автопортрет за мольбертом.
Он же по совместительству манифест женщине, способной не только вдохновлять художника, но и самой быть художником.
Для начала 16 века это был прорыв!
Автопортрет — не место для скромности. Это поле для эксперимента, смелого самовыражения, творческого заявления.
Дейнека создал этот автопортрет в непростое для себя время: его критиковали, понижали в должности, а работы объявляли «идейно несостоятельными».
В прошлом боксёр, Дейнека прямо заявляет о готовности принять очередной раунд поединка с критиками и бюрократами — и снова в бой, покой нам только сниться.
Благодаря этому прекрасному, одухотворенному автопортрету, вспоминалась цитата Поля Валери, французского поэта и философа:
Живопись позволяет увидеть вещи такими, какими они были однажды, когда на них смотрели с любовью.
Для контекста несколько фактов про Яёи Кусама.
- Одна из самых высокооплачиваемых — в 2008 году на аукционе Christie’s работа Кусамы из серии «Сети бесконечности» была продана за $5,1 миллиона
- Одна из самых плодовитых — количество ее работ исчисляется не десятками и даже не сотнями, а тысячами
- Одна из самых узнаваемых — ее горошек повсюду, на всем и на всех
Изменила ли эта информация ваше первое впечатление о картине?
Мауриц Эшер мечтал стать архитектором — не сложилось.
Но в определенном смысле он осуществил свою мечту: он не просто рисовал — он проектировал, строил, возводил.
Ключевая тема его работ — то, чего не может быть. Лестницы, танцующие подобно ленте Мебиуса. Водопады, текущие снизу вверх. Пространства, наполненные парадоксальными формами.
При просмотре фильма «Начало» Кристофера Нолана меня не покидала мысль: Мауриц Эшер уже давно все придумал, а Нолан лишь беззастенчиво создал очередную реплику (хотя, бесспорно, очень талантливую).
Как сказано у Николая Гумилёва в «Фра Беато Анджелико»:
Пускай велик небесный Рафаэль,
Любимец бога скал, Буонаротти,
Да Винчи, колдовской вкусивший хмель,
Челлини, давший бронзе тайну плоти.
Первая поездка в Париж. Из Витебска прямиком в сердце европейской культурной жизни. Шагалу 24 года. Смятение душевное, культурное, религиозное. Кругом хаос. И не дом, но уже и не чужбина.
Вот такой ворох противоречивых чувств и эмоций воплотился в этом автопортрете.
Марк Шагал однажды сказал:
Я стараюсь создать такой мир, где дерево может быть непохожим на дерево, где я сам могу вдруг заметить, что у меня на правой руке семь пальцев, а на левой только пять. В общем, такой мир, где все возможно, где нечему удивляться, но вместе с тем тот мир, где не перестаешь всему удивляться.
Гюстав Курбе — классический нарцисс: он нравился себе в любом амплуа — в раздумьях, в неге, с трубкой, в отчаянье, с собакой, с виолончелью и даже при смерти.
Курбе примерял на себя образы с тем же энтузиазмом, с каким кокетка примеряет туфельки из новой коллекции.
Справедливости ради многие художники изображали себя умирающими или тяжело больными. По разным причинам — в качестве терапии, для отражения внутренних переживаний, как реальные истории из жизни.
Казимир Малевич в «От кубизма и футуризма к супрематизму» написал:
Каждая форма есть мир.
Ни добавишь, ни убавишь.
Этот автопортрет Зинаида Серебрякова написала в один из самых светлых периодов своей жизни.
Картина излучает свет, добро, надежду — и безграничное жизнелюбие.
Чудодейственно, искренне, одухотворенно.
Обожаю картины с множеством символов и деталей. Этакий микс загадок, шарад и головоломок. Чувствуешь себя Шерлоком Холмсом мира искусства 🕵️♀️
Замечательный пример — автопортрет Давида Байи. Вернее сказать автопортрет, совмещённый с натюрмортом.
На момент написания картины Байи было 67 лет, но изобразил он себя 40-летним мужчиной. Получился взгляд в прошлое сквозь призму будущего.
«Ванитас» переводиться с латинского как суета сует. Этот жанр стал популярным во фламандской живописи 17 века, и не последнюю роль в этом сыграл Давид Байи.
Давайте поразмыслим над значением символов.
Вот несколько идей на этот счет:
- череп — неизбежность смерти
- песочные часы — быстротечность жизни
- роза — любовь и тщеславие
- нож — уязвимость
- ноты и музыкальные инструменты — искусство и эфемерность
- книги, географические карты — наука
- палитра с кистями и лавровый венок — живопись и поэзия
- косметика, монеты и драгоценности — красота, самовлюблённость и высокомерие
Перед вами одна из первых художественных визиток: Пармиджанино создал этот автопортрет для демонстрации своих талантов потенциальным покупателям.
Как говорится, показал товар лицом!
Несколько цитат единственного и неповторимого Сальвадора Дали:
- Нужно было возвращаться к традиции и в живописи, и во всем остальном. Все прочие пути ведут в тупик. Люди и так уже разучились рисовать, писать, слагать стихи. Искусство неуклонно сползает все ниже и ниже и становится все однообразнее, ибо ориентируется на единые международные образцы. Уродливо и бесформенно — вот главные характеристики такого искусства, вот симптомы недуга.
- Меня совершенно не трогает, что пишут критики. Я-то знаю, что в глубине души они любят мои работы, но признаться боятся.
- У лени шедевров нет!
Перед вами, ни много ни мало, гений немецкого Ренессанса Альбрехт Дюрер. Художник позаботился о нашем любопытстве и указал. что юному мальчику на картине 13 лет.
А эта картина - ода профессиональному успеху, творческой самореализации и престижу Антуана ван Дейка.
Красиво про Антуана ван Дейка сказал Эжен Фромантен, французский живописец, писатель и историк искусства:
Неповторимый гений, неповторимое изящество, неповторимый талант, весь ван Дейк в целом был бы необъясним, если бы не солнечный свет, бросающий на него такие прекрасные отблески. Если бы вы стали искать того, кто научил его этим новым приемам, этому свободному языку, уже не имеющему ничего общего со старым, то вы увидели бы на нем сияние, исходящее откуда-то извне, не от его гения, и, в конце концов, предположили бы, что, по всей вероятности, где-то рядом с ним должно было светить великое исчезнувшее светило. Вы уже не назвали бы ван Дейка сыном Рубенса. Вы прибавили бы к его имени: „учитель неизвестен“. И тайна его рождения заслуженно привлекла бы к себе внимание историографов
Творческое наследие Марселя Дюшана относительно невелико. Но оригинальность, дерзость и творческая смелость его идей навеки вписали его в историю изобразительного искусства.
Дадаизм и сюрреализм немыслимы для меня без Марселя Дюшана.
Несколько его ярких высказываний:
- Я не верю в искусство, я верю в художников.
- Что меня более всего удовлетворяет в жизни, так это то, что я никогда не работал для того, чтобы выжить.
- Можно увидеть человека, который смотрит, но нельзя услышать человека, который слушает.
Об Энди Уорхоле никто не скажет лучше, чем сам Энди Уорхол.
- Иногда люди позволяют одной проблеме делать их несчастными годами, хотя они могли бы просто сказать: «Ну и что?» Это одна из моих любимых фраз.
- Если вы хотите узнать все об Энди Уорхоле, просто посмотрите на поверхность моих картин, на мои фильмы и на меня. Вот он я. Ничего скрытого нет.
- Не важно, насколько медленно ты движешься, пока ты не останавливаешься.
У итальянки 17 века было не так уж и много траекторий жизненного пути на выбор. Пожалуй, основные из них — стать матерью или пойти в монастырь.
Артемизия Джентилески сломала стереотипы и вопреки сопротивлению семьи и предрассудкам общества стала известным художником.
Более того, она стала первой женщиной, избранной в члены Академии живописного искусства во Флоренции — первой художественной Академии Европы.
"Автопортрет в аллегории Живописи" прекрасно иллюстрирует мощнейший и неординарный талант Джентилески.
****
Спасибо за внимание и следите за обновлениями 😘
🤗💡Поддержать автора, художника и арт-блогера можно тут: https://pay.mysbertips.ru/88585573
****
Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.
****
Смотрите также: