Пусть эта вдова не отдает своего мальчика нашим школьным учителям, пока еще есть Лондоне канава, где можно лечь и выспаться.
Так один добрый человек из Йоркшира отзывался о местных частных школах.
Неужели быть бездомным бродягой было лучше, чем учиться в частной школе?
Так получилось, что именно йоркширские школы стали в Викторианскую эпоху своеобразным «антибрендом». Подумайте и вспомните самую ужасную школу из книг того времени: наверняка это будет йоркширская школа.
Помните, как Шерлок Холмс разоблачил Степлтона из «Собаки Баскервилей»? Преступник проговорился, что некогда держал школу для мальчиков в Йоркшире, но после того, как в школе разразилась эпидемия тифа и несколько учеников погибло, вынужден был оставить это занятие и сменить имя.
Так вот, для викторианских читателей это был прямо-таки мем.
Школы для мальчиков
Начался этот мем, как водится, с Чарльза Диккенса. В романе «Николас Никльби» главный злодей отдает незаконнорожденного сына в школу и, мягко говоря, забивает на его содержание. На скудном питании парень растет слабоумным. Когда он вышел из ученического возраста, а отец так и не явился, мальчик остался в школе на правах раба. Впрочем, другие дети тоже попали в эту школу не от хорошей жизни:
Бледные и изможденные лица, тощие и костлявые фигуры, дети со старческими физиономиями, мальчики малорослые и другие, у которых длинные, худые ноги едва выдерживали тяжесть их сгорбленных тел,- все это сразу бросалось в глаза. Были здесь слезящиеся глаза, заячьи губы, кривые ноги, безобразие и уродство, свидетельствовавшие о противоестественном отвращении родителей к своим отпрыскам, о юных созданиях, которые с самого младенчества являлись несчастными жертвами жестокости и пренебрежения. Были здесь личики, быть может и обещавшие стать миловидными, но искаженные гримасой хмурого, упорного страдания… (Ч.Диккенс "Приключения Николаса Никльби")
В качестве профилактики болезней подопечных школы пичкают серой. В те времена сера считалась чем-то вроде мерзкой разновидности аскорбинки.
Что у девочек
Другая известная «книжная» школа – на этот раз для девочек - Ловудская школа, которую прошла живучая девица по имени Джейн Эйр. Прототипом была школа для малообеспеченных семей священников, в которой учились сестры Бронте (двум из которых не посчастливилось закончить ее живыми). Располагалась она, само собой, в Йоркшире и была отнюдь не худшей в своем роде:
там были и языки, и музыка, и история, и география, и литература. Но, конечно, условия там были очень тяжелые — что опять-таки было очень типично для школ того времени. Мы читаем о страшном прогорклом вареве, которое им предлагали есть, в котором плавали куски гнилого мяса; о том, как они не могли умыться, потому что вода в тазах замерзала; о том, как эпидемия выкосила полшколы…(А.Борисенко "Расшифровка. Шарлотта Бронте. "Джейн Эйр"")
А еще детей в школах наказывали, причем унизительно. Но это уже совсем другая история, а здесь мы поставим многоточие…
Ваш Мрачный литературовед, L.Robin
P.S. Включайте трек, пусть он наполнит вас атмосферой мрачноты. Кстати, он связан с Джейн Эйр:
#образованиезаграницей #образованиевевропе #история #викторианскаяэпоха #викторианскаяанглия #литература #английскаялитература