Найти тему
Sovetika

Интервью с советскими женщинами - Метрострой - моя судьба (1975 г.)

В советское время выходило много разной общественно-политической литературы. Многое из этих книг тогда казалось не очень интересным и не привлекало внимания. Но прошли годы, и бывает, открываешь книгу, читаешь и думаешь, что как много было в этих книгах искреннего и интересного, что тогда таким и не казалось. Перед вами одна из бесед с советскими женщинами, из книги, которая называется "100 интервью с советскими женщинами". В этой книге собраны истории разных женщин, разных возрастов и из разных республик. Но всех их объединяло одно - они жили и работали в одной большой стране и хотели и себе и своей стране счастливого и благополучного будущего.

Прошлый выпуск смотрите по ссылке.

Героиня сегодняшнего выпуска - Татьяна Викторовна Федорова — заместитель начальника Метростроя, заслуженный строитель РСФСР, Герой Социалистического Труда.

Сегодня невозможно представить себе Москву без подземной железной дороги, так же как и Метрострой без воспитанницы Ленинского комсомола Татьяны Викторовны Федоровой.

Первая комсомолка, выдвинутая Москвой в Верховный Совет СССР, она четырнадцать лет была депутатом верховного органа страны, избиралась депутатом Моссовета, членом МГК КПСС, делегатом съездов партии и комсомола. Татьяна Федоровна бессменный член Комитета советских женщин.

В один из майских дней у Татьяны Викторовны было особенно многолюдно... Кавалер ордена Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, «Знака Почета», она была удостоена высокого звания Героя Социалистического Труда. Поздравить спешили метростроевцы, бывшие воспитанники подшефного детского дома, друзья-комсомольцы, ветераны и молодежь. Цветы, объятья, воспоминания... Пользуясь этим, просим Татьяну Викторовну вспомнить, как начинался ее трудовой путь.

Метрострой — моя судьба!

В тридцатые годы Москва буквально задыхалась от пешеходов. Выполняя наказ партии, комсомол бросил клич: «Даешь метро!»

В числе первых комсомольцев и я пришла строить эту полную романтики и трудностей «подземку».

За границей в то время над нами посмеивались: «Они провозятся там у себя под землей, как кроты, год, другой, но в конце концов сдадутся и призовут на помощь настоящих строителей из иностранных фирм...»

Татьяна Викторовна Федорова
Татьяна Викторовна Федорова

А приезжавший в 1934 году в СССР Герберт Уэллс посоветовал тогда: «Лучше купите в Англии одну тысячу автобусов».

Но метростроевцы не сдавались, наоборот с каждым днем обретали уверенность и силу. Мы пробившись сквозь скальные грунты, вели тоннели через зыбкие пески, подземные реки.

Нас заливало водой, заваливало в забоях, а мы — всем смертям назло - пели веселые песни и как наяву уже видели будущие дворцы-станции с лестницами-чудесницами и голубые молнии-поезда...

Мы твердо верили, знали — как ни трудно, а метро построим. Порукой тому энтузиазм метростроевцев, умноженный на опыт лучших горняцких бригад страны, страстное стремление с честью выполнить задание партии, Ленинского комсомола.

Это было незабываемое время. В те дни совершил свой трудовой подвиг донецкий шахтер Алексей Стаханов. Ему ответили Иван Гудов, Петр Кривонос, Мария Демченко... Стахановское движение разгоралось и ширилось с каждым днем. У нас на Метрострое рекордных показателей добились проходчики бригад Николая Краевского, Федора Ракитина, Дмитрия Пимакина. В числе первых получила звание стахановской и наша комсомольско-молодежная бригада.

— Молодежь Метростроя, как известно, ставила рекорды не только под землей?

- Да. В тридцатые годы все мы грезили небом. Каждая шахта посылала своих ребят и девчат учиться летному мастерству. Наша 55-я шахта на премиальные деньги купила самолет У-2. Были у нас и планеры, и самолеты. Наш аэродром в деревне Вяземы скоро вырос в настоящий авиагородок. Здесь я и поднялась впервые в воздух. Многие наши метростроевцы стали летчиками, инструкторами парашютного спорта.

Со Всесоюзного слета парашютистов в Туле я привезла приз — большущий самовар.

Метрострою были нужны квалифицированные кадры. И вместе с другими стахановцами я поступила учиться на новый факультет тоннельщиков-метростроевцев в Московский институт инженеров транспорта. В 41-м получила диплом инженера. В войну строила объекты оборонного значения. А потом - опять под землю. Начальником смены и четырнадцать лет начальником шахты...

«Новослободская», «Киевская-кольцевая», «Проспект Мира», «Первомайская», «Кутузовская» — мои родные станции.

И я горжусь теперь, что мое Московское метро, самое красивое в мире, ежедневно перевозит более пяти миллионов человек.

Опыт метростроевцев помог создать замечательные подземные дороги в Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Харькове, Ташкенте.

И уже не в первый раз к нам обращаются за советом зарубежные друзья.

Метрострой всегда был ударной комсомольской стройкой, и сейчас он является замечательной школой воспитания гражданского мужества.

Сколько прекрасных девчат и ребят трудятся сегодня в нашем многотысячном коллективе! В них я узнаю своих боевых сверстников тридцатых годов, таких же одержимых, готовых на подвиг во имя Родины.

Интервью провела Н. Янина

В дореволюционной России среди всех работающих по найму женщин 80 процентов работали домашней прислугой или батрачили, 13 процентов использовались на предприятиях и стройках и только 4 процента в учреждениях просвещения и здравоохранения.

92,5 процента всех трудоспособных женщин в СССР заняты общественно полезным трудом или учатся в различных учебных заведениях.

По книге: 100 интервью с советскими женщинами. М., 1975.

Смотрите больше у нас на сайте - Советика.ру

Предыдущие выпуски:

Интервью с советскими женщинами - Наша молодежь живёт в удивительное и счастливое время (1975 г.)
Sovetika29 июня 2022

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ВЫ НЕ ПРОПУСТИТЕ НОВЫХ ВЫПУСКОВ

СМОТРИТЕ ДРУГИЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ

ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И КОММЕНТИРУЙТЕ НАШИ ПОСТЫ, ДЕЛАЙТЕ РЕПОСТЫ, ПИШИТЕ ВАШИ ВОСПОМИНАНИЯ И ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ - ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС!