Найти тему
Свет к свету

Чтение - вот лучшее учение

Оглавление

Дорогие читатели! Давайте поговорим сегодня о приобщении детей к чтению. Родителей и бабушек-дедушек всегда волнует, как приохотить дитя к книгам, какими способами приоткрыть и сделать для ребят желанным волнующий мир литературы.

Художник Хай-Вуд Чарльз (1856-1927). Время читать. Фото взято из открытого источника в интернете. https://crosti.ru/patterns/00/20/6f/38c598b8b0/picture.jpg
Художник Хай-Вуд Чарльз (1856-1927). Время читать. Фото взято из открытого источника в интернете. https://crosti.ru/patterns/00/20/6f/38c598b8b0/picture.jpg

Насильственный способ

Есть группа "директивных" родителей, которые считают необходимым и достаточным просто вовремя (и иногда достаточно рано) научить дошкольника читать. Им кажется, что при этом все проблемы с детским чтением автоматически будут решены: ребята тут же полюбят книги, разовьют речь и мышление, станут постоянными посетителями детских библиотек, эрудитами.

Для обучения чтению в таких семьях мамы и папы выделяют конкретные дни и часы занятий. Иногда для них приглашается специальный учитель, и дело, конечно, продвигается. Однако весьма часто у детей чтение ассоциируется именно с такими "уроками". Это не захватывающее чтение по интересам ребенка, а именно процесс обучения. В его ходе много места отдается напряженному труду, сильной концентрации, исправлению ошибок и почти нет эмоций радости, удивления, достижения... Проводятся и своеобразные "экзамены", например, по чтению на скорость. Далеко не всегда хорошо обученный чтению ребенок становится книголюбом.

Безнасильственный способ

Другие родители совершенно правильно считают, что научить ребенка читать и развить у него интерес к чтению - это совсем не одно и то же.

Хкдожник Альберт Эдельфельдт. Добрые друзья. Фото взято из открытого источника в интернете. https://gazeta.spb.ru/wp-content/uploads/2019/09/Albert_Edelfelt_-_Hyvi-_yst-vi-_1881.jpg
Хкдожник Альберт Эдельфельдт. Добрые друзья. Фото взято из открытого источника в интернете. https://gazeta.spb.ru/wp-content/uploads/2019/09/Albert_Edelfelt_-_Hyvi-_yst-vi-_1881.jpg

Поэтому основное внимание они уделяют именно общему развитию для развития интереса к чтению. Никаких специальных "уроков", занятий и "экзаменов" для детей они не устраивают, зато много и интересно беседуют с ребятами на разные темы, постоянно читают им вслух, поддерживают их желание узнать о чем-либо, просят сравнить что-либо (например, два разных карандаша), инициируют выдумки.

Такая хорошо выращенная познавательная активность и становится пусковым механизмом для появления желания самостоятельно читать. Ребенок может сам просить родителей научить его чтению. Но и здесь родители не дублируют школьного обучения: исподволь могут показать 1-2 буквы, потом соединение их в слог или - в простейшее слово (например, "он", "ам", "му" и пр.). Тем не менее, самоцелью это и не становится. У ребенка остается постоянное пылкое желание слушать чтение книг, а отсюда возрастает и потребность самому быстрее овладеть навыками чтения и стать читателем.

Естественный способ

Это тот же безнасильственный способ, который натурально вплетен в обычную жизнь семьи. Всем понятно, что читающие дети растут у читающих родителей, в читающих семьях. Книга в семье - не только естественный атрибут детства и взросления малыша, но и имеющий вполне законное и весьма уважаемое место в жилище объект духовной культуры.

Художник А.М.Левченков. Сказки. Фото взято из открытого источника в интернете. https://danilovmaster.ru/images/items/2160.jpg
Художник А.М.Левченков. Сказки. Фото взято из открытого источника в интернете. https://danilovmaster.ru/images/items/2160.jpg

У родителей, бабушек и дедушек в таких семьях богатая, правильная речь; они знают множество стихов, басен, сказок, могут интересно и выразительно их рассказывать. Даже самый маленький ребенок с удовольствием будет слушать так называемые "взрослые" поэтические произведения классиков, например, о природе. Непонятные слова объясняются прямо по ходу беседы. Интонации высокого слога позволяют ребенку дифференцировать обыденное, простое и художественное слово. Детские книжки с яркими картинками рано и органично входят в жизнь малыша.

Чтение взрослыми членами семьи книг ребенку создает необыкновен- ные минуты и часы общей духовной близости, радости, восторга. При этом приоритет отдается именно чтению ребенку книги, а не просмотру мультфильма по этой книге, как зачастую водится. Вообще телевидение здесь оптимально дозируется. Все это формирует прекрасный микро- климат для развития духовных потребностей, в числе которых - обязательно интерес к чтению художественной литературы.

Подростки и литература: деловая или художественная?

В наши дни принято считать, что подростки мало читают. Это не совсем правильно. Школьники читают, но сегодня ими гораздо больше востре- бованы деловые издания. В деловой литературе есть лаконизм, точность формулировок, нет никаких подтекстов и символических значений.

Художник Джордж Данлоп Лесли.Алиса в стране чудес (1879 г.) Фото взято из открытого источника в интернете. https://i.pinimg.com/originals/eb/f4/fd/ebf4fd1cf346a43ae888f982279bbfa6.jpg
Художник Джордж Данлоп Лесли.Алиса в стране чудес (1879 г.) Фото взято из открытого источника в интернете. https://i.pinimg.com/originals/eb/f4/fd/ebf4fd1cf346a43ae888f982279bbfa6.jpg

Например, для подготовки к ЕГЭ это очень удобно. Желая излишне прагматичных решений и ответов, подростки лишают себя важного духовного компонента. Художественную литературу нельзя читать, не вникая в читаемое душой, не сопоставляя своих эмоций с эмоциями героев, не обращая внимания на образную лексику. Привыкнув искать в деловой литературе точность и определенность, подростки встают в тупик при нахождении собственной интерпретации классического произведения, мотивов поступков героев. У таких читателей не развито эмоциональное сопереживание героям, отсутствует психологическая идентификация с ними.

Если подросток не стремится читать художественную литературу, можно сказать, что он живет "наполовину". Он и в жизни не сможет распознать тонких нюансов интонации, мимики собеседников, не поймет их внут- реннего мира, не осознает до конца своих особенностей и себя в целом. Подобное личностное и социальное недоразвитие сродни некоей дегра- дации. Эмоциональное и духовное обеднение, увы, тогда и происходит, когда любовь к художественной литературе не была полностью сформирована в детстве.

Уважаемые читатели, напишите, была ли полезной для вас эта статья.