Эта статья является введением для двух эфирных масел, которые так важны в парфюмерии натуральных индийских аттаров и арабаских мухаллатов (духов) – сандаловое дерево и масло уд. Сандаловое дерево и уд являются эфирными маслами, которые извлекаются из редких тропических деревьев рода Санталум и Аквилария (она же агаровое дерево). В традиционной индийской аттарной парфюмерии ароматические вещества перегоняются непосредственно в сандаловое масло, в то время как в ближневосточной парфюмерии мухаллат арабская страсть к уду означает, что смесь, в которой его нет, считается дурным тоном для духов и составных благовоний - бахура. Кроме того, и сандаловое дерево, и уд обладают такими сложными ароматическими профилями, что они больше похожи на полноценные духи, чем на эфирное масло.
В то время как сандаловое дерево является наиболее важным эфирным маслом для создания традиционных дистиллированных индийских аттаров (духов), по-настоящему важным эфирным маслом для арабской парфюмерии мухаллат является эфирное масло уд. Уд — по своей сути это олеорезин, слово, которое буквально означает «маслянистая смола». Темная влажная смолистая субстанция образуется внутри древесины видов деревьев Aquilaria и Gyrinops в ответ на внешнюю травму и заражение грибками — это эквивалентно выработке антител в организме человека, направленных на борьбу с инфекцией. Внешней травмой может быть что угодно, от проникновения грибка через кору или химической инокуляции фермерами до заражения муравьями, сверления отверстий в коре, ожогов, вызванных расплавленной лавой, или даже обстрела пулями. Другими словами, смола уда — это способ дерева защитить себя от нападения и залечить повреждения.
Фотография дерева Aquilaria crassna с явно присутствующей (более темной) смолой уда. Повреждение ствола было сделано браконьерами, чтобы обеспечить переносимым по воздуху грибкам доступ к древесине, что побудило дерево производить больше уда в ответ на инфекцию.
Внешний вид смолы уда темно-коричневый, сероватый или даже черный, и он четко отличается от светло-кремового цвета несмоляной древесины. Старые смоляные образцы, такие как настоящая кьяра (киара, кинам) или насыщенная удом агаровая древесина, не будут иметь такого четкого разграничения между слоем древесины с удом и незараженной древесиной, вместо этого они будут выглядеть как один кусок дерева, равномерно пронизанный сероватой смолой.
Промасленную древесину уда можно осторожно нагреть над горелкой в качестве благовоний или вырезать из нее четки и другие предметы, если слой агаровой древесины достаточно толстый. В арабской культуре дымом от нагревания удовой древесины окуривают одежду (как личную, так и церемониальную одежду), дома и даже волосы или бороду. Японцы измельчают агаровое дерево в порошок, чтобы использовать его в своих всемирно известных благовониях. Китайцы и японцы имеют давнюю традицию вырезания из драгоценного дерева уда четок и украшений для использования в церемониальных или религиозных целях. Самые богатые люди могут даже купить кусок дерева уда высшего качества (кьяра) и выставить его в стеклянной витрине в качестве экспоната.
Однако большая часть уда потребляется в виде эфирного масла. Масло уда — это эфирное масло, полученное дистилляцией из пропитанной смолой древесины уда, то есть агарового дерева.
Почему уд так важен?
Никакое другое эфирное масло в мире не вызывает такой истерии, всеобщего помешательства, навязчивых идей, маний и споров, как масло уда. Его редкость и стоимость аналогичны редким эфирным маслам майсурского сандалового дерева, и все же вы не найдете целых интернет-сообществ, посвященных сандаловому маслу. А вот уду посвящают целые сайты и форумы.
На это есть несколько причин. Во-первых, масло уда настолько сложно по своему ароматическому профилю, что ощущается на коже как полноценный парфюм. У масла уда могут быть верхние, средние и базовые ноты, как в дорогом аромате, в настоящих духах. Таким образом, это редкое эфирное масло дает владельцу полный ольфакторный опыт на 360°. Это отличает его от других эфирных масел, таких как жасмин самбак или ветивер.
Во-вторых, масла уда интересны тем, что они сильно различаются по базовому ароматическому профилю от региона к региону, от терруара к терруару, от стиля к стилю и от вида к виду. Поэтому, если вам не нравится навозное и мускусное звучание индийских масел уда, не проблема — просто перейдите на более сладкие и дружелюбные масла уда из Камбоджи или приторно сладкие масла уда Трат из Тайланда и Малайзии. Точно так же можно оказаться поглощенным различными типами масел уда, которые перегоняют из агарового дерева, выращенного на острове Борнео, каждое из которых имеет свои маленькие причуды и индивидуальность. Во флаконе уда каждый найдет что-то для себя, свою собственную парфюмерную вселенную.
В-третьих, масла уда утоляют вечную человеческую жажду индивидуальности, редкости и неповторимости. Масла уда — это идеальный ответ массовому рынку парфюмерии, стандартизированной волне продуктов, которые мы потребляем в повседневной жизни. Чистые масла уда выпускаются небольшими партиями и ограниченным тиражом, наполнены мельчайшими, но важными свойствами, нюансами, которые никогда больше не будут воспроизведены со стопроцентной точностью. Мысль о том, что кто-то может владеть чем-то лимитированным из невозобновляемого ресурса, неотразима, особенно для тех, кто обладает острым умом коллекционера.
Последняя причина, по которой масла уда могут быть в центре внимания, заключается в том, что уд, в отличие от других эфирных масел, допускает большую степень мастерства и творчества со стороны дистиллятора. Даже незначительные изменения в процессе дистилляции могут привести к неожиданным изменениям в получаемом аромате. Таким образом, сырье не только более утонченное, чем другие ароматические материалы, но и способ его дистилляции более открыт для инноваций. В результате получается эфирное масло, но экспериментируя с различными дистилляционными материалами, содержанием минералов в используемой воде, температурой приготовления, временем выдержки до и выдержкой после дистилляции, дистиллятор может каждый раз получать несколько иной результат.
Этот аспект дистилляции уда, «открытый для игры», привел к тому, что масла уда демонстрируют удивительно широкий спектр нот, которые иначе не могли бы появиться в масле, таких как сирень, шоколад, мускус и даже оттенки соленой золотой амбры. Один мастер по изготовлению уда описывает это как алхимию. Этот аспект творческих экспериментов в дистилляции уда привлек к этому процессу гораздо больше людей с художественным складом ума и мастеров создания парфюмерии, чем тех, кто просто занимается дистилляцией сандалового дерева или других эфирных масел.