Найти в Дзене
Клуб ЮВА ИСАА МГУ

Сгореть, но не сдаться…

Сгореть, но не сдаться…

Тхить Куанг Дык (вьетн. Thích Quảng Đức) пожертвовал жизнью, чтобы весь мир обратил внимание на происходящее тогда во Вьетнаме.

При рождении его звали Лам Ван Тык, в возрасте семи лет мальчик покинул отчий дом и занялся изучением буддийской философии. В пятнадцать лет юноша принял начальные буддийские обеты (саманеру), а в двадцать был посвящен в монахи и взял буддийское имя Тхить Куанг Дык. Молодой монах отправился в горы близ Ниньхоа, где провёл три года в отшельничестве.

Большую часть населения страны (70-90%) в первой половине XX века составляли буддисты. В то же время президент Южного Вьетнама Нго Динь Зьем принадлежал к католическому меньшинству. Им были созданы условия для лёгкого продвижения католиков по гражданской и военной службе. Католики обладали преимуществом при распределении земель и деловых контрактов, пользовались налоговыми послаблениями. Недовольство буддистов достигло пика после того, как в начале мая 1963 года власти запретили пронесение конфессионального флага в Хюэ.

10 июня 1963 года, когда буддистский кризис длился уже более месяца, крупные американские корреспонденты получили приглашение на площадь перед посольством Камбоджи во Вьетнаме. Было сообщено, что произойдет «нечто важное». Тхить Куанг Дык, который в то время уже был уважаемым монахом, прибыл на площадь в сопровождении 350 монахов и монахинь. Протестующие несли плакаты на английском и вьетнамском языках, обвиняя правительство в преследовании буддистов и требуя равенства конфессий.

Дык вышел на площадь с двумя монахами, один из которых положил подушку на дорогу, а другой достал канистру с бензином. Когда участники шествия сформировали кольцо вокруг Куанг Дыка, он сел на подушку, приняв медитативную позу лотоса. Один из участников облил его бензином, Тхить достал спичку и поджег себя.

Некоторые полицейские пытались пробраться к монаху, но не смогли преодолеть живое кольцо буддийских священнослужителей, стоявших вокруг места происшествия. Позже один из полицейских, сумевший пройти внутрь кольца, упал ниц перед телом Дыка, выражая тем самым глубокое почтение.

«Прежде чем закрыть глаза и узреть Будду, я почтительно прошу президента Нго Динь Зьема о сострадании к народу страны и осуществлении религиозного равенства во имя сохранения силы родины навеки. Я призываю почтенных, преподобных, членов сангхи и рядовых буддистов объединиться, чтобы принести жертвы в защиту буддизма», — это слова из предсмертного письма монаха.

После инцидента власти США потребовали от Нго Динь Зьема возобновления диалога с буддистами.

Несмотря на проведения процедуры кремации, сердце Тхить Куанг Дыка не было поглощено огнём и осталось неповреждённым. Монахи признали его святыней и поместили в стеклянную чашу, которая была выставлена в Салое. Нетронутое пламенем сердце (шарира) считается в буддийской культуре символом сострадания.