Найти в Дзене
historical.facts

Конец Средневековья - как это происходило и причём здесь церковь?

Как вообще появился термин “Средневековье”? Впервые его выделили люди, жившие в XV и XVI веках, желавшие вернуть Античность и размышлявшие о ней как о знаменательной эпохе, в которой творились великие дела. Примерно такое же представление у них было, основываясь на ускорении развития цивилизации, и об их собственном времени, в связи с чем они и выделили промежуточный этап в истории, известный нынче нам как Средневековье. Относились тогда к этому времени с умеренным презрением, котируя его как ретроградское и варварское. Но затем положение резко изменилось, европейцы начали идеализировать эти потерянные века своими историческими новеллами, которые приукрашивались ими прозаическими зарисовками рыцарей и замков баронов. Тут стоит особое внимание акцентировать на деятельность учёных в изготовлении летописей Средневековья, которые тогда ещё не закончились, что также послужило стимулом для определённой романтизации этой эпохи с сопутствующим идеализированием единства средневековой христианск
Оглавление

Как вообще появился термин “Средневековье”? Впервые его выделили люди, жившие в XV и XVI веках, желавшие вернуть Античность и размышлявшие о ней как о знаменательной эпохе, в которой творились великие дела. Примерно такое же представление у них было, основываясь на ускорении развития цивилизации, и об их собственном времени, в связи с чем они и выделили промежуточный этап в истории, известный нынче нам как Средневековье. Относились тогда к этому времени с умеренным презрением, котируя его как ретроградское и варварское. Но затем положение резко изменилось, европейцы начали идеализировать эти потерянные века своими историческими новеллами, которые приукрашивались ими прозаическими зарисовками рыцарей и замков баронов.

Средневековый замок
Средневековый замок

Тут стоит особое внимание акцентировать на деятельность учёных в изготовлении летописей Средневековья, которые тогда ещё не закончились, что также послужило стимулом для определённой романтизации этой эпохи с сопутствующим идеализированием единства средневековой христианской цивилизации, и как следствие - едва ли можно говорить, что мы владеем полностью объективным материалом по данному историческому периоду. Трудности возникают и с определением времени “конца” Средневековья, ибо в некоторых уголках Европы его отголоски всё ещё имели место вплоть до конца XVIII века, что проявлялось в оставшихся традиционных воззрениях на религию и материальной составляющей многих европейцев, которая по-прежнему была вполне сопоставима с их средневековыми предками. Но уход этого времени всё же ощущался в разы явственнее, старые атрибуты и традиции (в том числе и власти) уступали место новым, дав почву для революционной эпохи Европы.

Однако стоит глубже рассмотреть эту самую “почву”, коей является церковь. К 1500 году трудно было найти человека на территории европейского континента, не придерживающегося христианского вероисповедания, а о практически полном исчезновении язычества со всей территории от атлантического побережья Испании до восточных границ Польши уж и говорить не приходится. Тем самым сформировался очень прочный духовный стержень, заслуженно считающийся весной европейской цивилизации. У людей впервые появилось самоопределение в качестве представителей христианского мира. Как бы кто ни относился к церкви, её значимость в контексте становления Европы в том виде, в котором мы знаем её сейчас, неоспорима. Церковь располагала поддержкой огромного множества людей, которые сами настаивали на применении ей власти. Таким образом, Римская церковь стала обладателем и центром огромного влияния. Наряду с этим, были установлены новые литургические практики.

-2

Говоря о нововведениях, нужно отметить, что наиболее важные и значимые из них происходили с 1000 по 1250 гг., а начало этой тенденции было положено Клюнийским движением. Аббаты Клюни были выдающимися деятелями, людьми благородного происхождения и высокой культуры, которые сделали всё для реформы своей церкви и были во всём поддержаны папой Львом IX, который безоговорочно одобрял и продвигал идеи аббатства Клюни. За время своего пантификата длиной в 5 лет, в Риме Лев IX провёл всего 6 месяцев, остальное время он провёл во Франции и Германии, проверяя и корректируя службу местных синодов и внедряя повсеместно новый догмат. Результат подобного рода деятельности не заставил себя ждать - церковь стала более монолитной и однородной, были установлены и регламентированы каноны богослужения, ставшие едиными для всех. Помимо этого, появился другой монашеский орден цистерцианцев, которые несколько разошлись во взглядах с Клюни и склонялись к положениям устава Бенедикта, что, в частности, проявилось в возвращении к практическому и ручному труду, от которого отказались в аббатстве Клюни. Здесь особо стоит выделить цистерцианского монаха святого Бернарда, который был активным подвижником как христианской реформы, так и крестового похода в XII веке. В целом же деятельность цистерцианцев также положительно поспособствовала однородности церкви.

Терминологический справочник:

Аббат - католический церковный титул.
Понтификат - это период правления папы Римского.
Устав Бенедикта - книга заповедей для монахов аббатства, написанный Бенедиктом Нурсийским. Примечателен своей практичностью, упор в ней делается на повседневные нужды и обязанности монашеской общины, причём не только в религиозной, но и в хозяйственной деятельности.

Цистерцианский орден
Цистерцианский орден

Но углубляясь в тему реформы и новых веяний в церковной среде в целом, важно отметить, что далеко не все их приветствовали, причём в числе недовольных могли быть и сами священнослужители, не всегда согласные с необходимостью изменения обычаев, привычных для их паствы. Подобного рода несогласия в один момент привели к достаточно серьёзному конфликту, который окрестили “Борьбой за право инвеституры”. Проблема заключалась в том, каким образом следует распределять богатства и власть в рамках правящих сословий, что закономерно привело к следующему во всех отношениях фундаментальному и максимально принципиальному вопросу - каковы должны быть отношения между духовной и светской властью?

Терминологический справочник

Инвеститура - утверждение в духовном сане католического священнослужителя.

Страсти по этому вопросу кипели только так, а после избрания в 1073 г. папы Григория VII инвеститурная борьба приобрела ещё больший размах. Григорий VII (он же Гильдебранд - его мирское имя до избрания в папство) был личностью довольно неординарной, будучи человеком с тяжёлым характером, он закрепил своё имя в анналах истории своими крайне смелыми и решительными действиями по обеспечению независимости церкви и отделению духовенства от государства, которые смело осуществлялись на протяжении его понтификата длиной в 12 лет. Всю свою жизнь он боролся за независимость папства в рамках западного христианского мира, ещё даже до своего избрания папой он сумел добиться передачи папских выборов в руки Коллегии кардиналов, лишив этой компетенции светскую знать. После избрания же папой он благополучно занял свой трон, лишь уведомив об этом императора, но не спросив о его одобрении и согласии на это. Через 2 года после избрания он издаёт указ, запрещающий светским лицам вручать священнослужителям церковные должности. Дальше - больше: отлучение от церковного чина ставленников императора по обвинению в симонии, запрет священникам создавать собственную семью, пресечение светского вмешательства в службу духовенства, и дело дошло вплоть до вызова самого императора Генриха IV с требованием объясниться за свои прегрешения перед папой Григорием VII.

Терминологический справочник

Коллегия кардиналов - совещательный орган при папе в Римско-католической церкви, состоит из кардиналов, а возглавляется деканом.
Симония - процессы покупки и продажи церковных должностей в Средние века.
Папа Григорий VII (Гильдебранд)
Папа Григорий VII (Гильдебранд)

Чем это обернулось и к чему привело - узнаем в следующей статье.

Статья написана на основе материалов из труда Джона М. Робертса и Одда А. Уэстада "The Penguin History of the World".