Найти в Дзене
Наша история

«Воздушный казак Вердена». Как русский летчик-ас стал национальным героем Франции?

Оглавление
Воздушный казак Вердена, летчик-ас В. Г. Федоров. Источник фото: Русская Семёрка (https://clck.ru/sHqXT).
Воздушный казак Вердена, летчик-ас В. Г. Федоров. Источник фото: Русская Семёрка (https://clck.ru/sHqXT).

О Западном фронте Первой мировой войны мало пишут в отечественной исследовательской литературе. Между тем этот фронт был, наверное, более серьезным, чем Восточный.

События в районе Эльзаса, Марны, Вердена, Соммы, Нивеля, Амьена развивались стремительно и страшно: газовые атаки, минометные обстрелы, первые танковые рейды, подводная война в районе Атлантики и, конечно, первые в мире воздушные бои…

Именно в период этой войны появились первые летчики-асы (как например, известный "Красный Барон" - Манфред фон Рихтгофен), способные виртуозно поражать противников в воздухе. Одним из таких был В. Г. Федоров, русский летчик, воевавший за Францию в районе Вердена.

За какие же заслуги легендарный русский лётчик был награждён двумя высшими военными наградами Франции и получил прозвище «воздушный казак Вердена»?

Побег русского социалиста во Францию и начало мировой войны

Виктор Георгиевич родился в 1885 году в городе Верном (современная Астана, Казахстан). Семья была небогатой, но интеллигентной: отец преподавал русскую словесность в гимназии для мальчиков, а мать, сибирская казачка, занималась воспитанием девятерых детей.

Самолеты, на которых летал В. Федоров. Источник фото: YouTube (https://clck.ru/sHqru)
Самолеты, на которых летал В. Федоров. Источник фото: YouTube (https://clck.ru/sHqru)

Через какое-то время семья переехала в Ташкент, где Виктор закончил гимназию. После получения среднего образования он решился пойти дальше и поступил в Харьковский университет на юридический факультет, но вскоре был отчислен оттуда, так как его заподозрили в связях с нелегальными группами социал-демократов. Спустя какое-то время, он вернулся в Ташкент, где его арестовали и отправили в Казалинск, где должен был состояться суд. По дороге Виктор сумел сбежать, два года скрывался, а потом эмигрировал во Францию.

Практически с первых дней войны Виктор находился во французской армии: служил пулеметчиком, получил чин капрала за отвагу в боях. В 1915 году, сразу после ранения и реабилитации, В. Федоров добился перевода в авиацию. После четырех месяцев обучения он получил назначение в транспортную часть, а после начала операции под Верденом перевелся на фронт.

Русский казак и «Верденская мясорубка»

Верденская операция началась в феврале 1916 года и стала хрестоматийным примером так называемой войны на истощение. В самом начале французы оказались в крайне невыгодном положение и потеряли в ходе немецкого массированного наступления почти все свои форты и укрепрайоны.

В. Федоров перед боевым вылетом. Источник фото: naukatehnika.com (https://clck.ru/sHqtg)
В. Федоров перед боевым вылетом. Источник фото: naukatehnika.com (https://clck.ru/sHqtg)

Виктор Георгиевич сразу после прибытия на фронт и вступления в боевую эскадрилью «Аисты» начал боевые вылеты и в первый же день сбил один немецкий самолет. За следующие 16 дней он не раз поднимался в воздух, завязывая ожесточённые бои с противником. Всего он уничтожил семь самолетов противника, за что и получил прозвище «воздушный казак Вердена». Немецкие же асы начали настоящую охоту за ним.

За свои первые бои под Верденом Виктор Георгиевич получил так называемую Médaille militaire, или Военную медаль – одну из наиболее почетных наград французской армии, которая может сравниться лишь с орденом Почетного легиона. Ею награждали как офицеров, так и унтер-офицеров и солдат, как французов, так и иностранцев. В наградном листе «воздушного казака Вердена» было написано следующее: «Сержант Федоров — пилот, полный отваги и смелости…»… Когда командующий французских войск под Верденом, генералиссимус Ж. Жоффр награждал В. Федорова, он сказал, что тот «удвоил славу, покрывшую знамена Верденской армии».

После верденских боев: назад в Россию

Виктор Георгиевич сразу после награждения отправился в Париж и был встречен там как герой, получив звание лучшего авиатора Франции, а потом вернулся на фронт. Он продолжал вести воздушные бои, навязывая противнику битвы на своих условиях даже тогда, когда у последнего был реальный численный перевес.

В. Федоров с сослуживцами. Источник фото: litvek.com (https://clck.ru/sHqwZ)
В. Федоров с сослуживцами. Источник фото: litvek.com (https://clck.ru/sHqwZ)

1 апреля 1916 года Федоров снова получил ранение и был отправлен в госпиталь. Именно в этот период летчки-ас заговорил о возвращении на родину. Он писал своим родным, что «после выздоровления — только в Россию», что «все военные награды французской армии получил в две недели», что имеет «безумное желание послужить России», где «и умереть страшно не будет». Виктор Георгиевич прекрасно понимал, что, несмотря на все награды и почет, он чужой для французов, а Россия – его родина, где он может, по его собственным словам, «с головой уйти в разрушительную борьбу – бить и бить немца». Но на родину в 1916 году путь ему еще был закрыт…

В 1917 году, сразу после госпиталя, его отправили в Румынию, где он продолжил охоту за немецкими самолетами. «Охотился» успешно и даже получил румынский орден Св. Владимира. Только после этого его перевели на Восточный фронт и он смог вернуться обратно в Россию, в Одессу, где стал обучать российских летчиков основам современного воздушного боя и приемам ухода от ПВО.

Последние битвы

Вскоре после приезда в Одессу Виктора Георгиевича перевели в 9-й корпусный отряд знаменитой истребительной группы Е. Крутеня. Командир писал о новом летчике хвалебные отзывы, считая, что тот «имеет свой особый боевой почерк, умеет навязать противнику условия боя и выйти из любой, даже очень сложной ситуации, победителем». Начальство услышало Е. Крутеня и перевело Федорова в Севастопольскую авиашколу, где он пробыл недолго, решив вернуться во Францию.

Самолет французской эскадрильи перед вылетом. Источник фото: naukatehnika.com (https://clck.ru/sHqyp)
Самолет французской эскадрильи перед вылетом. Источник фото: naukatehnika.com (https://clck.ru/sHqyp)

В 1918 году Виктор Федоров вновь «гонял» немецких летчиков в небе над Францией и Бельгией. После ряда побед французское командование решило представить его к получению высшей французской награды – ордену Почетного легиона.

Сразу после вручения Федоров вернулся в строй, сбил четыре немецких истребителя, спас несколько французских бомбардировщиков, был ранен и вновь отправился на фронт. 7 ноября 1918 года он провел свой последний воздушный бой, сбив два немецких самолета (хотя легенды говорят о четырех и даже шести истребителях противника). В этом бою Федоров был тяжело ранен и, к сожалению, сбит. До конца Первой мировой войны оставалось всего четыре дня…

Повесть "Воздушный казак Вердена" Ю. Гальперина о русских летчиках во Франции. Источник фото: "Старый Ростов" - букинистический магазин (https://clck.ru/sKxwL).
Повесть "Воздушный казак Вердена" Ю. Гальперина о русских летчиках во Франции. Источник фото: "Старый Ростов" - букинистический магазин (https://clck.ru/sKxwL).

Есть версия, что Федоров погиб в этом бою, но на самом деле это не так: он был ранен, попал в плен. В немецкой тюрьме заболел чахоткой. Во Францию Федоров вернулся только в 1922 году и умер на руках у брата, который приехал по его просьбе из России. До конца своих дней он оставался летчиком, говоря, что «самая лучшая картина – это воздушная эскадра в воздухе».

Большое спасибо за внимание! Не забудьте оставить свой комментарий, поставить "Нравится" этой статье и подписаться на канал!

#историяроссии #история россии #перваямировая #армияроссии #россия