В эпоху Ренессанса в Европе нравы были совершенно не такие пуританские, как нам с вами сегодня может по наивности казаться.
Повсеместно очень существенное значение имели дамы свободных нравов, и дома, в которых они обитали. Все это было легализовано и считалось, как ни странно, вполне нормальным бизнесом, которым не брезговали заниматься, в организационном плане, и аристократы.
Считалось, что существование профессии подобного рода не разрушает, а укрепляет брак и семью.
Был слой так называемых "честных куртизанок", которые своего рода занятий не скрывали и платили с него налоги, ну а всякого рода примеры распущенности, которые примыкают к этой профессии (например, ситуацию в некоторых монастырях), мы сегодня не рассматриваем.
Все значимые и крупные мероприятия того времени, праздники, даже, пардон, церковные соборы, непременно совершались как при большом количестве богатых и знатных участников, так и при столь же грандиозном количестве тех, кто предлагал им разного рода услуги, в том числе - и куртизанок. Они слетались туда со всех стран, и самые утонченные и успешные, получившие доступ к самым элитным клиентам, сколачивали на таких мероприятиях грандиозные состояния.
Между прочим, с этих денег потом платились многочисленные налоги и в пользу двора, и в пользу церкви!)
То есть занятие это было не жалким и отодвинутым на задворки общественной жизни, а, наоборот, вполне востребованным, и часто придававшим этой самой общественной жизни радости и жизнелюбия.
Все встречи начальства, высоких и знатных гостей происходили при непременном приглашении первых красавиц среди куртизанок, которые остроумной беседой, вниманием, живостью, привносили нотку радости в серьезные мероприятия, а иной раз и спасали их результаты. Сами понимаете - почтенные матери семейств туда не допускались, и в их функции обязанность веселить гостей не входила.
В аристократической среде, особенно в Италии, отчасти - во Франции, вообще было принято содержать красивых куртизанок - а иногда и целые коллекции из них - и хвастаться этим принародно. Чем красивее, дороже, образованнее и востребованнее была куртизанка на содержании того или иного аристократа, чем безумнее были траты не нее и ее капризы - тем более престижным это считалось. Ну, то есть, это был один из способов продемонстрировать всему миру свою крутизну и богатство.
Иногда друзья-аристократы скидывались, и брали на совместное содержание одну или несколько дам - такие многогранные, так сказать связи, тоже были не редкостью.
И вот на этом многопестром фоне имели место такие куртизанки, которые, в силу своей красоты, способностей и удачи сколачивали грандиозные состояния, и уже сами выбирали себе ухажеров. Причем, выбирали из числа богатейшей аристократии королевских кровей.
Да и сами, своим образом жизни, размахом, богатством, наличием двора, они ничуть не уступали принцессам и королевам своего времени. Немудрено, ибо аппетиты у дам были такие, что даже богатейшие их поклонники, и не в одиночестве, разорялись, чтобы оплачивать их прихоти и услуги. Одна ночь любви там порой стоила целое состояние - где уж потянуть долговременное спонсорство...
Да - именно к такому классу принадлежала героиня нашего портрета, которую мы сегодня берем как образец - Вероника Франко (1546-1591 гг.)
Она была родом из почтенной семьи (отец был купцом), получила в юности прекрасное образование, даже побывала замужем. У нее в разные годы родилось 6 детей (выжили трое, но она их сплавила поближе к слугам). Ну и так ее жизнь сложилась, что она уже в 18 - 20 лет стала весьма востребованной куртизанкой.
Одной рукой она, так сказать, потрошила кошельки очень богатых клиентов, другой - вела интеллектуальную жизнь, вращаясь в среде писателей, философов, художников и прочих служителей высоких муз.
Она выпускала философские рассуждения, сборники стихов, но, по правде говоря, все это было ближе не к талантам, а к графомании, но зато привлекало к ней внимание состоятельных клиентов - что-то вроде своеобразной рекламы и оправдания грандиозного ценника.
У нее был имидж образованной утонченной женщины, и она всячески его поддерживала, сообщая своим поклонникам, например, что лучший способ покорить ее сердце (помимо толстого кошелька), это писать стихи, интересоваться высоким искусством, и что сама она страшно любит учиться, и если бы не докучливые ухажеры - целыми днями сидела бы и училась, училась, училась...
Ну и отвлекается она от муз, естественно, не ради абы кого - а ради человека умного, тонкого, образованного... Очередь стаяла у ее дверей из толстосумов, желающих получить подтверждение эксперта о своем уме и тонкости восприятия...)
Король Франции 10 дней пользовался ее услугами, посетив во время путешествия Венецию, где она жила и работала. Ей это была дополнительная реклама (монарху ее посоветовал отец одного из ее детей), а королю - дополнительное развлечение.
То есть каждая успешная куртизанка имела свою, так сказать "фишку", умело рекламируя которую она и прокладывала свой путь к вершинам благополучия.
Главное было потом с этих вершин не упасть. По пословице - чем выше - тем больнее.
В случае с Франко закончилось все не особенно красиво.
Сперва город накрыла эпидемия чумы. Вероника из него бежала, а вернувшись, обнаружила свои богатства почти полностью разграбленными.
Потом ее обвинили в колдовстве - непонятно в честь чего. Она с помощью знакомых и покровителей от обвинения отбилась, но... осадок у потенциальных клиентов остался.
Там и молодость прошла.
В общем, последние дни (а пожила она немного, даже по меркам того времени), дама жила без поддержки спонсоров, очень скромно и умерла чуть ли не под забором.
Но так заканчивали не все куртизанки. У кого - то хватало ума создать накопления на старость. Кто - то потом переквалифицировался в разного уровня сводни - в общем, продолжали крутиться.
Надо сказать, что у куртизанок, особенно очень дорогих и жадных часто неожиданно всплывали мощные враги:
Это могли быть родственники и потенциальные наследники тех, кого дамы обдирали как липку. Тут как раз и в колдовстве могли обвинить - и просто прирезать под шумок... Чем выше аппетиты - тем выше и риски.
Так же, периодически мешали внезапно обострившиеся моралисты, у которых денег не было, а злость была - тоже иной раз распугивали клиентуру.
Ну и, наконец, старый добрый сифилис. Был самым надежным способом потерять все, если вдруг дама имела неосторожность его приобрести.
В общем - за фасадом бурного веселья и фантастического благополучия не все было так просто. Но... Это не делало менее привлекательным сам пышный фасад)