Реабилитация фашизма в мире шла давно, постепенно, год за годом, это была планомерная, хорошо подготовленная работа, которая велась исподволь, исподтишка, порой под самым носом у людей, которые были бы категорически против этого, знай они, чем занимаются их подчиненные в каждую минуту своего времени. То есть велась опасная игра, но "реабилитаторы" рисковали, видимо, получая особенное наслаждение от того, что так хитро обманывают вышестоящих людей, выставляют их "лопухами". Америка не была бы Америкой, если бы не проникла с такими проектами и к нам.
Приведу пример из своих студенческих лет…
мы тогда учились в институте, первом вузе иностранных языков СССР, затем России, который всегда был связан с силовиками. И вдруг в этой атмосфере полной поддержки президента и нормальных ценностей на старших курсах нам ставят в программу немецкого языка роман… «Чтец» Бернхарда Шлинка!
Мало того, что книга не блещет художественной ценностью: ужасно занудливое чтиво без философии и смысла, в центре сюжета – любовь. Но какая это любовь?! Без чувств, без трепета, только похоть, еще и похоть между несовершеннолетним и тридцатипятилетней женщиной! Стоит ли говорить, что мы с сокурсницами сие занудливое и бессмысленное чтиво читали с трудом, плевались, гадая, почему из всех бесчисленных немецких книг нам поставили в программу именно эту.
Но худшее ждало нас в конце романа
Когда бесконечные постельные сцены подошли к концу, мы думали вздохнуть с облегчением: наконец-то эта муть, оставляющая на душе ощущение грязи и неверия в нормальные человеческие отношения между мужчиной и женщиной, закончились. Быть может, тут юноша-герой наконец повзрослеет, и произойдет его воскресение, он поймет, что любовь - это не только соития, но даже наоборот, что-то совсем другое.
Однако не тут-то было! Ибо в финале выясняется, что все это время он сходил с ума от страсти по бывшей охраннице конц.лагеря, которая виновна в том, что при пожаре не выпустила большое количество людей, оставив их гореть заживо.
Недоумение – это если очень мягко выразиться – преполняло нас в конце курса. Ибо автор недвусмысленно намекал, что у героини не было выхода, ведь она могла потерять работу, если бы спасла этих людей. Ведь не она виновата в фашизме, не она его, видите ли, придумала! И служить фашистам она пошла не по доброй воле, а потому что не умела читать и не могла найти работу.
Здесь я не буду объяснять, почему эти доводы слабы и двулики, мои читатели слишком умны и без того все поняли. Скажу только, что выбор книги для студентов, изучающих немецкий язык, был ничем не обоснован. На немецком языке есть множество произведений лучше этого, как в художественном, так и в идейно-нравственном смысле. Та же «Эффи Брист» - немецкая «Анна Каренина».
А уж если и брать книги военной тематики, то почему не взять Ремарка – к примеру, «Время жить и время умирать», где герой – немецкий солдат – как раз-таки весь роман мучается вопросом, причастен ли он к преступлениям фашистов, причастны ли вообще все немцы, и в конце романа получает свой ответ – время жить, и время умирать, было время его преступлению, а теперь пришло время расплаты и смерти. Потому как грех его не искупить в земной жизни. Блестящая философия романа «Время жить и время умирать», выраженная в книге неявно, а образно, через уста и не самые связные действия персонажей, разбивает претензию Шлинка на очеловечивание фашистов в пух и прах.
Знала ли ректор о том, что такая книга включена в программу? Думаю, утверждая программу, вряд ли она знала, о чем конкретно эта книга с вполне "учебным" и назидательным названием. И от этого подлость людей, пропихнувших ее под носом у силовиков студентам, кажется еще больше.
Но и это не все
Фильм был экранизирован, в съемках приняли участие знаменитые актеры, и одна из самых талантливых американских актрис последних тридцати лет – Кейт Уинслет. На мой взгляд, именно использование ее в качестве актрисы (играет чаще всего положительные роли, сильных героинь, красива, большеглаза, вызывает доверие и восхищение) больше всего сыграло на руку очеловечиванию фашизма в фильме.
Сталкивались ли вы с подобными произведениями: фильмами, книгами, незаконным сравнением СССР с Германией тех лет?