О том, что сейчас происходит с проектом ядерного буксира «Зевс» рассказал Владимир Кошлаков, гендиректор Центра Келдыша (входит в Госкорпорацию «Роскосмос»), в интервью РИА Новости.
На данный момент проведены НИОКР и отработаны основные технические решения. Теперь работы по проекту ТЭМ «Зевс» (транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергетической установки) переданы в КБ «Арсенал» для создания лётного образца. Но в Центре Келдыша продолжается проведение работ по двигательным установкам для ядерного буксира, радиаторам охлаждения и самовосстанавливающимся материалам для них.
Холловские и ионные двигатели
По словам Кошлакова, уже начато изготовление модуля из четырех холловских двигателей общей мощностью до 250 кВт (разновидность электроракетного двигателя, в котором используется эффект Холла). Его наземные испытания запланированы на 2024 г., следующим этапом может стать уже отработка в космосе. Однако, по словам Кошлакова, для обеспечения многоразовых полетов к Марсу и другим планетам Солнечной системы, ионные двигатели эффективнее (более высокий удельный импульс тяги, меньший расход топлива и более продолжительное время работы по сравнению с холловскими). Поэтому в Центре ведут работы и по ионным двигателям.
Предполагаем, что холловские и ионные двигатели, с учётом их разных характеристик, будут использованы в составе разных модулей полезной нагрузки (МПН). Ранее Александр Блошенко рассказал, что первая миссия «Зевса» к лунам Юпитера состоится в 2030 г. Но до этого сначала ТЭМ в сборке с МПН совершит облёт Луны с её глубинным сканированием. Затем сборка вернётся к Земле, где ТЭМ перестыкуется с новым МПН, в составе которого будут уже другие маршевые двигатели для полёта к Юпитеру и другая научная аппаратура. Вероятно, для полёта к Луне будут использоваться двигатели Холла, а для дальнего космоса — уже ионники.