Что такое Муза и существует ли она на самом деле? Это человек, сущность, чувство или "изобретение" поэтов и трюк, по сути?
Сразу вспоминаются уроки литературы и эти странные рассуждения классических поэтов о значении Музы (да, с большой буквы), их одах то ли образу, то ли реальному человеку и моё абсолютное непонимание, о чём в принципе речь, — а ведь я уже тогда писала стихи.
Признаюсь, мне на тот момент все эти музо-демагогии виделись блажью, чем-то из категории "О, я такой особенный, ко мне пришла Муза" или "Ах, мне не о чем страдать, назову тебя Музой и стану страдать по тебе". Само слово казалось каким-то нелепым и, признаюсь, раздражало. У тебя такое было (есть)?
Прошло время... )))
Не берусь утверждать про музу для художников, танцоров и других представителей творчества, но о той, что "посещает" поэтов мне есть, что сказать. И конечно, как со всем неосязаемым и субъективным, тут у каждого будет своё понимание, свой взгляд и опыт. Это как спросить: "Что такое любовь?" Делюсь исключительно своим мнением.
Ведь с определённого — тут не знаю — момента ли, возраста ли, "объёма" стихосозидательного опыта (или всего вышеперечисленного), ощущение присутствия музы становится очень сложно отвергать.
Разберёмся сначала:
Муза — реальный человек или нет?
Да, бывает такое, что какой-то человек своим уникальным характером, мимикой, запахом, оброненной фразой, запоминающимся поступком или чем-то ещё западает в душу и побуждает к написанию не то чтобы одного, а целого вороха стихотворений. При этом вовсе не обязательно, что стихи пишутся один за другим только по этой теме. Эта "волна" может накатывать и откатывать на протяжении долгого периода, сменяясь другими похожими "волнами", взволнованными чем-то или кем-то ещё.
Но лично я никогда не наделяла ни одно человеческое создание статусом Музы.
Люди конечны! И весьма взбалмошны, если понимаешь, о чём я. Опирать весь свой творческий мир на такую неустойчивую опору, на мой абсолютно личный взгляд, чертовски глупо.
Для меня муза 100% НЕ ЧЕЛОВЕК.
Личный опыт Суперпоэта встречи с музой
Да, это осознание пришло с опытом. Как только начала писать стихи, грубо говоря, не по одному-двум в неделю, а по 10-20 в день (серьёзно, можно написать 20 стихотворений в течение одного дня, со сном, обедами и прочим, не потеряв в их качестве). Такой скачок продуктивности не происходит из-за того, что поумнел )
Нет. Это происходит потому, что начинаешь понимать простую вещь: оказывается, есть два пути создания стиха.
По одному ты намеренно направляешь идею по тобою же выбранному руслу — толкаешь её туда, продавливаешь, следишь, чтобы не сбилась с дороги, и ещё больше толкаешь. Сама выбираешь тему. Сама выбираешь "мелодию", и шаг, и структуру. Сама находишь слова.
Толкаешь, толкаешь, толкаешь.
Вроде как что-то, может, и помогает, но ты настолько настроена сделать сама, что ни помощи не чувствуешь особо, ни представляешь, как можно писать стихи иначе. Любителям закона Парето: 80% сама, 20% муза, дай Бог. И эти 20% просто откидываешь/обесцениваешь/игнорируешь, и в итоге — "Я сама! 100%", музы не было.
И я так писала. До сих пор с некоторыми идеями так бывает. Все поэты время от времени идут этой тропинкой — мы все люди, нам комфортнее, когда у нас есть контроль )
Но вдруг я начала замечать нечто новое: некоторые стихи стали писаться как будто "сами", без такого титанического усилия с моей стороны. Строчка сама приходит в голову. Сама "заворачивается" в строфу. К ней приходят и остальные три четверостишия или сколько там нужно, чтобы полностью высказать чувство или сюжет, — и вот как-то так, почти само, приходит весь стих.
А ты как будто и ни при чём: услышал — записал.
Как инструмент практически, а не источник.
Это странное чувство, особенно когда чаще и привычнее уже всё-таки "выжимать" стих, мучаться им. Тут-то понятно всё: вот оно усилие — вот она персональная заслуга. А вот такое лёгкое строчение чуть ли не под "диктовку" — это что?
80% муза, 20% сама. Как тут отрицать, что да, посетила-таки?
И вот так начинаешься учиться:
- принимать вдохновение, когда бы и где бы оно тебя ни нашло, даже среди ночи, повергая в бессоницу, даже посреди разговора, когда в руках ни бумаги, ни телефона записать идею;
- отпускать контроль и оставлять некоторые строчки "висящими" в блокноте по несколько месяцев до тех пор, пока наконец не пройдёшь через какой-то опыт, который в минуты завершит эти неоконченные мысли в целостный стих;
- не выдавливать из себя слова, а успокаивать свой неугомонный мозг и внутренний голос и слушать вместо них вот эту неосязаемую музу, веря в себя и в то, что найдёшь нужное слово — обязательно.
Я вижу свою музу по-разному
Иногда озорной феей, иногда каким-то большим, я бы сказала, "объятием спокойной энергии", иногда шаловливой маленькой девочкой.
Она не всегда приходит по зову. Она часто приходит, когда хочется заниматься совсем другими вещами, нежели стихами, или спать, например. И тогда я на неё злюсь, как на человека, мучаюсь от того, что очень хочу спать, а она не позволяет, или наоборот, хочу написать что-то невероятное всеми фибрами моей души, а на другом конце, что называется, "глухо как в танке".
И хотя я вижу её вот так по-разному и даже пишу о наших с ней ссорах или совместных успехах, всё-таки, когда я пишу стихи, моя первая мысль не о ней.
Часто я и вовсе не ощущаю музу как таковую, а чувствую доверие миру и соединение с ним.
И муза, для меня, больше как представитель вот этого Мира, этой Силы, а не сама Сила. Добродушная, озорная, ребячливая пикси — задорный компаньон, делающий путешествие приятнее и не таким одиноким, на моём пути по огромной, красочной, богатой природе стихотворного мира.
Иногда музой я восхищаюсь, иногда чувствую к ней самые тёплые чувства, как к матери, иногда как к сестре или подруге, иногда откровенно посылаю её подальше и пинаю, иногда злюсь на неё и отмахиваюсь как от надоедливой мухи. Не спрашивай, почему для меня муза это всегда какая-то женская энергия. Так оно не для всех. Я уверена, что качествами мы наделяем музу сами. Просто для меня это вот так.
Знаешь, написание стиха иногда может быть жутко одиноким опытом— никто, абсолютно никто больше во всём мире с 7 миллиардами людей на нём не чувствует каждый шаг, каждую "клеточку" созданного стихотворения так, как ты.
Никто.
Кроме музы.
А потому меня лично её наличие теперь очень даже радует (привет мне-школьнице из прошлого).
Спроси другого поэта о его/её опыте с музой, и я уверена, они расскажут другую историю. Это как спросить: "Что такое любовь?" Это как всё неосязаемое — до чёртиков субъективно.
Я просто поделилась с тобой своей.
Интересны такие личные истории поэтических опытов? Пиши в комментах!
Твоя рифмотекстурная,
Иви Кей 💋