"Ортодоксальные" монголы, кстати достаточно регулярно заглядывавшие в наш жилой городок, в общении частенько называли наших взрослых «Дорга», что в переводе значит «Начальник». Ну или правильнее наверное «Насяльника». 😁 Ходили они по разным делам, в том числе как старьевщики – с удовольствием брали поношенную одежду и обувь, а также мебель. Да, собственно, всё можно было им продать при желании. Вопрос цены, конечно был главенствующим… Но был у них предмет, который они всегда готовы были приобрести по весьма завышенной цене и без всякого торга. Это «Хром сапог» (как они говорили) или – обычные офицерские хромовые сапоги. Сапоги эти были для местных (ортодоксов) большим шиком, так как сделаны были качественно, крепко и носились долго, в отличие от местнопроизведённых сапог. Цена их в советском военторге была, если мне память не изменяет, 28 (или даже 26) целковых. А стихийная рыночная монгольская доходила до целых 400 тугриков! (курс на то время вроде как 1:4 был) То есть сапоги наши, компаны брали почти за 100 рублей, то бишь в 4 раза дороже. Чем пользовались наши люди, имеющие соответствующую коммерческую прожилку. Кто часто по командировкам мотался и вообще, через границу в союз таскали кожаное и меховое барахло местного производства (фабрики «Дархан»), а также джапонские магнитофоны. Всё это с наваром можно было продать в союзе, а на вырученные бабосы набрать хромовых сапог, сделав таким образом весьма приличный кэш. Правда порой надо было доказывать таможенникам что все товары исключительно для личного пользования приобретены. Наверное получалось, так как бизнес такой имел место быть. Однако всё это было «не про нас» - так как наша порода была из тех, которые, как говорится «ни своровать ни покараулить». 😁
Ну а дороги монгольские, конечно, тема отдельная. Я уже упоминал, что дорог как таковых там не было, были направления. Железнодорожных веток, как мне помниться, было «раз-два и обчёлся» - только до добывающих заводов. Авиация военная, конечно, летала, но на ней тоже особо не перекидаешь всё нужное, ибо дороговато выходит. К тому же аэропортов там особо тоже не водилось, и самолёты (Ан-12 да Ан-26) садились практически в поле – в лучшем случае на огороженную от свободного перемещения скота территорию… А всё остальное степное пространство было отдано на откуп автотранспорту. Центроподвозу и прочим автобатам там было совсем «не скучно». Ездили постоянно, таскали грузы на сотни км. И дороги ихние были не легче известного «Парижа – Дакара». Как там у Владимира Семёновича – «надеемся только на крепость рук, на руки друга и вбитый крюк…». Так и у водителей тех – надежда на движок да на себя самих. Если встанешь в пустыне, можешь не одни сутки прождать, чтоб помог кто. А может и не дождёшься… особенно зимой. Морозы под сорок градусов, ветра такие, что машину перевернуть может (кстати, таких сильных ветров больше нигде не видел, даже в Забайкалье). Пукнуть не успеешь, как дашь дуба на фоне полного переохлаждения организма...
Впервые видел, как один монгол (на ЗиЛе) другого из солончака вытаскивал. Солончаков там, кстати тоже хватало. Едешь – вроде нормальный грунт, пешком даже на нём стоишь – не проваливаешься, но если притормозил или проглядел – уже на осях сидишь. И методика вытаскивания монгольская была такая: брался длинный трос, цеплялся за фаркоп (задний крюк) и петлёй продевался… через зиловскую же покрышку, для такого случая в кузове лежавшую. Второй длинный трос таким же макаром цеплялся за бампер затрявшего и продевался за ту же покрышку. Таким образом, связанные через покрышку машины стояли друг за другом, на расстоянии метров 30. Ближе не подъехать – солончак вторую тоже всосёт. Задняя (вытаскивающая) машина разгонялась со всей дури, проскакивала солончак на скорости мимо застрявшей, и растянув покрышку как «резиновое изделие № 2», что затычку из бочки, вырывала солончакового «засосанца»! 😳 При этом, конечно, и бампера и крюки порой летели в разные стороны, и троса те рвались как ниточки от заварного пакетика с чаем… Продолжение следует