Продолжаем наше путешествие по Московским центральным диаметрам – в этот раз рассказываем про небанальные локации, до которых удобнее добраться по Второму диаметру. Традиционно начинаем путь с севера на юг.
А посмотреть нашу подборку по МЦД-1 можно здесь.
«Красногорская»: портал в сказку и гости из «Серебряного века»
Стартуем с «Красногорской». На самом деле, в окрестностях станции можно провести целый день: тут расположилось сразу несколько живописных парков и старинная усадьба с интересной историей.
Самый близкий к станции – парк «Ивановские пруды». Когда-то эти земли были частью дворцового ансамбля усадьбы Знаменское-Губайлово (про нее расскажем подробнее чуть позже), а в 2017 году, к 85-летию Красногорска, здесь обустроили городской парк. По дизайну и досугу он не уступает московским – тут можно прогуляться вдоль прудов по модной набережной с деревянным настилом, позагорать на шезлонгах, покататься на лодке вокруг плавучих фонтанов, а еще сделать красивые фото в цветочном коридоре и в тени исторических ротонд.
Через дорогу от парка, по другую сторону улицы Ленина, находится само здание усадьбы Знаменское-Губайлово. В XVIII-XIX веках ей владели представители дворянского рода Долгоруковых, а в начале XX века имение вместе с находящейся неподалеку Знаменской мануфактурой выкупил купец Сергей Поляков. Сергей Александрович был большим поклонником искусства, и его увлечения оставили свой след в истории усадьбы. Среди гостей имения было немало деятелей эпохи «Серебряного века» – например, писатели Константин Бальмонт, Валерий Брюсов и Андрей Белый, а также художники-символисты объединения «Голубая роза» Сергей Судейкин и Василий Милиоти.
Усадьба дошла до наших дней практически в первозданном виде, и ее постройки не простаивают. В левом флигеле находится культурно-выставочный комплекс, посвященный истории Знаменского-Губайлова, а в главном доме проходят творческие встречи, лекции и чтения.
По соседству с усадьбой находится дом культуры «Подмосковье» – главный досуговый центр Красногорска, где проходят местные концерты и спектакли, а также работают кружки. Но гостей городка этот ДК удивляет в первую очередь своим футуристичным дизайном: бело-голубое здание с необычным фасадом напоминает мировые галереи современного искусства. Площадь перед «Подмосковьем» – тоже не менее эффектная, ее украшает узор в виде огромной гальки, дизайнерские скамейки и цветники.
А если пройти от дома культуры вглубь по улице Маяковского, попадешь в сказку – буквально! Здесь находится детский парк с говорящим названием «Сказочный». Малыши смогут встретить на его аллеях героев любимых сказок и мультфильмов – Гулливера, Дядю Степу, Карлсона, богатырей, Паровозик из Ромашково, – а еще посмотреть на домик Хоббита. Помимо скульптур, тут, конечно, есть также много современных детских площадок и панда-парк.
«Пенягино»: храм с иллюминацией и модная набережная
Если прогуляться от станции до вантового Павшинского моста у Москвы-реки, можно будто на машине времени перенестись в город будущего. Здесь расположилась образцово-показательная набережная с говорящим названием «Живописная» – это и амфитеатр под открытым небом, и извилистые променады у воды, и солярий под открытым небом с шезлонгами, и эффектная площадь с красивой вечерней подсветкой.
Кстати, приехать сюда после заката солнца – наиболее выигрышный вариант. В темное время суток Павшинский мост превращается в огромную, будто свисающую с неба световую дорожку, на другой стороне реки сверкает напоминающий летающую тарелку Дом правительства Московской области, а купола местного Никольского собора начинают… переливаться яркими цветами. Такой эффект дают встроенные в купола светодиодные панели, меняющие оттенки с серебряного и золотистого днем до желтого, красного, синего и зеленого вечером. Необычное решение для церковного здания!
«Красный Балтиец»: музей паровозов
В паре минут от станции «Красный Балтиец» есть железнодорожный музей – старинное паровозное депо «Подмосковная». Современному москвичу уже сложно, конечно, себе такое представить, но когда-то эта территория, относящаяся сегодня к вполне близкому к центру столицы району Аэропорт, действительно считалась Подмосковьем. Железнодорожная станция появилась тут в 1901 году, еще до строительства Рижского вокзала, и была главной товарной и пассажирской станцией по пути из Москвы в Ригу.
В музее под открытым небом легко почувствовать себя путешественником начала прошлого века. На станции сохранились деревянные и кирпичные постройки в стиле модерн – водонапорная башня, дом начальника станции с аутентичным интерьером и веерное депо с поворотным кругом, а на путях выставлены старинные железнодорожные составы. Еще из интересного: демонстрационная модель «Паровоз в разрезе», знакомящая посетителей с принципом работы парового двигателя, и макет первого русского паровоза, созданного в XIX веке строителями первой железной дороги в России – отцом и сыном Ефимом и Мироном Черепановыми.
«Калитники»: обитель старообрядцев
В 10 минутах от станции среди жилой застройки, промзон и эстакад можно неожиданно для себя найти оазис из красивых церквей, садов и памятников – Рогожскую слободу. Время тут как будто остановилось, и тому есть причина – история этого уголка Москвы неотрывно связана со старообрядцами, веками сохраняющими здесь свой уклад.
А началось все … с кладбища. В 1771 году в Москве была эпидемия чумы, умерших от которой запрещали хоронить в черте города – только на территориях за заставами. Один из таких участков, у Рогожской заставы, выделили для кладбища и староверам – так появилось Рогожское кладбище, существующее здесь и по сей день. Вокруг него зажиточные купцы из старообрядческих семей сначала построили больницы для лечения заболевших чумой, потом – приюты, затем – училище. Постепенно поселок стал разрастаться и превратился в настоящий «город в городе». С годами здесь обосновалось несколько десятков тысяч старообрядцев (включая зажиточные купеческие династии Морозовых, Рябушинских, Солдатенковых и других), а на территории «выросло» около 20 церквей и пять монастырей, фарфоровая фабрика, несколько лечебных учреждений, институт и типография.
Сегодня в Рогожской слободе сохранилось много эффектных памятников прошлых лет: богатый старинным убранством Покровский собор (до строительства Храма Христа Спасителя в 1860 году он считался самым большим православным храмом по площади в Москве), зимний храм Рождества Христова, напоминающий архитектуру царицынского ансамбля, а также нарядный Никольский собор и 64-метровая колокольня Воскресения Христова.
Изучить убранство местных церквей определенно стоит, но имейте в виду, что у старообрядцев существуют строгие правила для входа в храм: женщинам необходимо быть в юбках ниже колен, одежде с длинным рукавом и платке на голове (именно платке, а не в шапке или шарфе, накинутом на голову), а мужчинам – в брюках и верхе с длинным рукавом.
«Люблино»: «Анна на шее» и крепостной театр
До усадьбы Люблино удобнее всего добираться именно по МЦД-2 – дорога пешком займет лишь около пяти минут. История усадьбы началась еще в допетровские времена, когда здесь была вотчина Годуновых, но самими яркими ее страницами стало время при статском советнике Николае Алексеевиче Дурасове.
Эффектное здание XIX века, сохранившееся до наших дней, построил именно он – за образец были взяты палладианская вилла Ротонда в итальянской Виченце и… крест Святой Анны, который Дурасов получил от императора Павла I и которым очень гордился (хотя многие историки сомневаются, что такая награда у него действительно была). Холостяк и наследник 11-ти металлургических заводов на Урале был прославленным кутежником – он часто собирал в имении гостей, развлекая их выступлениями своего крепостного театра и устраивая для них пиршества в оранжерее, где выращивал экзотичные в те годы апельсины, финики и ананасы.
Отличилось Люблино и своим вкладом в литературу – летом 1866 года по приглашению своей сестры Веры Ивановой здесь жил и работал писатель Федор Михайлович Достоевский. К этому периоду относится пятая глава его «Преступления и наказания» и план романа «Игрок». А еще воспоминания Достоевского о лете в Люблине можно найти в его повести «Вечный муж» – в той части, где герои посещали семейство Захлебиных (прототипом для него как раз и стала семья сестры писателя).
Изучив сохранившиеся постройки усадьбы, пройдитесь по прилегающему к ней парку – здесь обустроены живописные смотровые площадки с видом на Люблинские пруды, лодочная станция, детские и спортивные площадки, а еще необычные круговые качели, на которых может одновременно раскачиваться ни много ни мало 28 человек.
«Депо»: живописный монастырь
На следующей станции есть удивительно уединенное по московским меркам место – Николо-Перервинский монастырь, расположившийся на берегу Москвы-реки. Он был основан в XVII веке, но сохранившиеся сегодня постройки относятся к XVIII-XX векам. При Екатерине II монастырь был особенно влиятельным, она не раз гостила на Перерве – тогдашний митрополит Московский Платон пользовался благосклонностью императрицы и преподавал законоучение ее сыну Павлу, будущему императору.
Николо-Перервинский монастырь не очень большой по площади, но очень живописный. Здесь находится бело-голубой Иверский собор в русско-византийском стиле, в который точно стоит зайти внутрь ради впечатляющего расписного потолка. Рядом с ним расположился Никольский собор, собравший в себе целых три храма: в колокольне находится Успенская церковь, украшенная лепниной от архитектора Зимнего дворца Бартоломео Растрелли и изразцами, изображающими херувимов, на первом этаже разместился храм Сергия Радонежского, а на втором – храм Святого Николая. Внутри монастырского дворика царит умиротворение – соборы окружены учебными и жилыми корпусами, будто прячущими монастырь от суетного мира, а цветущие сады делают территорию особенно уютной и камерной.
Советуем также заглянуть в музей-мануфактуру ватной игрушки на территории монастыря. Здесь можно посмотреть на ностальгичные елочные украшения, созданные руками мастеров, или познакомиться с ремеслом воочию и записаться на мастер-класс.
«Подольск»: купеческая деревушка
Прогулявшись 20 минут от станции «Подольск», попадаешь в старинное русское село – на берегу реки Пахры раскинулся музей-заповедник «Подолье». С XVI по XVIII века на этих землях действительно было село, называвшееся Подол, что на славянском означало «на склоне холма». Именно оно стало родоначальником современного Подольска – статус города деревушка получила при Екатерине II. Но на самом деле эти места гораздо древнее: археологические памятники, найденные здесь, относятся еще к временам мезолита.
Сегодня в музее-заповеднике есть несколько сохранившихся деревянных домов конца XIX – начала XX века. Любопытны они не только своими «деревенскими» фасадами, но еще и экспозицией. Например, одна из местных «избушек» посвящена … Владимиру Ильичу Ленину: в 1900 году этот дом снимала семья Ульяновых, и революционер успел дважды здесь побывать. Внутри дома воссоздали атмосферу XIX века и сделали выставку предметов той эпохи, а также собрали материалы о жизни семьи Владимира Ильича в Подольске. Кстати, улица, где сегодня находится дом, ожидаемо получила название «проспекта Ленина».
В другом доме, принадлежащем когда-то семье горожан Морозовых, разместился Музей исторических традиций. Он, скорее, краеведческий, но наверняка будет интересен не только жителям Подольска, но и в целом всем интересующимся историей. Например, именно здесь можно увидеть археологические находки возрастом в несколько тысяч лет (например, кремниевые, железные и бронзовые орудия, керамику), а еще предметы старины, рассказывающие о быте живших тут когда-то крестьян, ямщиков и купцов: мебель, костюмы, прялки, рабочее снаряжение, лапти и многое другое.
Если будет время, советуем также отыскать дом 7 на Советской площади – рядом с ним находится памятник швейной машинке «Зингер». Скульптура изображает не только саму машинку, но и полотно с картой Подольска, будто бы вышедшее из-под ее «иглы».
Знаменитый концерн действительно оставил важный след и на карте, и в истории Подольска. В 1900 году, в то же время, когда в городе поселилась семья Владимира Ленина, здесь началось строительство первого в России завода американской компании «Зингер». Предприятие было очень успешным и добилось поставок швейных машин по всей стране.
Продлилась в России история «Зингера», правда, не долго – после революции 1917 года компания передала завод Временному правительству, которое впоследствии национализировало предприятие. Помимо бытовых швейных машинок, тут стали выпускать чугунные утюги, сковородки, промышленные швейные машинки и … мотоциклы: в 1934 году здесь был собран первый советский тяжелый мотоцикл ПМЗ-А-750, получивший прозвище «советский Harley-Davidson». А в годы Великой Отечественной войны завод временно перепрофилировали под производство мин, снарядов и авиабомб, и за этот вклад в Победу он был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
Сегодня о «Зингере» напоминают сохранившиеся на улицах Подольска заводские постройки из красного кирпича – цеха, жилые дома инженерно-технических работников, дом Общества потребителей завода компании «Зингер» и уже знакомый нам памятник легендарной швейной машинке.
Поставьте «лайк», если вам понравилась статья, и подпишитесь на наш канал, если хотите быть в курсе районных новостей Москвы!
----------------------------------------------