Выставка-байопик «Виктор Цой. Путь героя», с успехом прошедшая с 15 января по 10 июля 2022 года в московском Манеже, — подтверждение полной победы творчества Цоя над временем и пространством. Одно из самых ярких культурных событий Москвы этого года было приурочено к знаменательной дате — 21 июня 2022 года Виктору Цою исполнилось бы 60 лет. 11 залов наглядно показывают Цоя и его путь. Путь Героя. Путь от советского мальчика-пионера до рок-звезды и кумира миллионов.
Безусловно, одним из самых важных и весьма полюбившихся посетителям является зал, посвященный фильмам «Игла» и «Игла Remix». Его сокураторами стали арт-группа Doping-Pong, участником которой является автор концепции выставки-байопика Дмитрий Мишенин, и друг Виктора Цоя кинорежиссер Рашид Нугманов. Сценография зала представляет собой строгое разделение пространства на пустыню и снег, на графику из «Ремикса» и черно-белые фото из «Иглы», а в центре — объединяющая оба фильма инсталляция с полигональными фигурами Моро в снежных шарах. Она создает ощущение ожившего кинофильма, но в какой-то третьей версии, которую мы еще не видели. То, что эскиз новогоднего шара, сделанный Doping-pong еще в 2010 году, превратился в арт-объект — это чудо трансформации идей. В одном из белоснежно-прозрачных шаров фигура Цоя, в полный рост, с зажигалкой в руке. Именно этот образ Виктора и стал поводом для некоторых разногласий.
Еще в 2018 году скульптура работы Матвея Макушкина была установлена в Алма-Ате, на улице Тулебаева — ведь именно там была снята финальная сцена картины «Игла». Памятник мгновенно стал местом паломничества алма-атинских поклонников группы «КИНО», коих там весьма не мало.
И вот продолжение истории. 21 июня 2022 года в Элисте, столице Республики Калмыкия, был установлен еще один памятник лидеру «КИНО». Автором является калмыцкий скульптор Николай Галушкин, литье из бронзы выполнил скульптор-литейщик Сергей Коробейников. Работа над памятником заняла более 10 лет. Было много предложений установить памятник в других городах, но команда энтузиастов решила установить скульптуру именно в Калмыкии, сделав подарок землякам. Памятник так же, как и его алма-атинский собрат, повторяет финальный кадр из фильма "Игла", главную роль в котором исполнил лидер группы "КИНО".
Замечу особо, что и в первом и во втором случае СМИ указывают, что памятник повторяет финальный кадр фильма «Игла». Однако это не совсем так. Но обо всем по порядку. Для прояснения сложившейся ситуации я решил задать несколько вопросов Дмитрию Мишенину, как непосредственному участнику событий.
Фрагмент книги "Цой.Последний герой современного мифа." Год издания 2016:
Виталий Калгин:
Я знаю, что в 2009 году ты выдвинул идею установить памятник Цою в Элисте, тобой был предоставлен проект. По плану огонек зажигалки должен был гореть у Цоя в руках, чтобы каждый мог бы прикурить у Цоя. Этим должна была быть проведена параллель, что в песнях Цоя столько огня и энергии, что ее хватает зацепить людей даже сегодня. Верно?
Дмитрий Мишенин:
— Однажды, году в 2009-м, мы пришли с Рашидом Нугмановым на какую-то встречу в Санкт-Петербурге в официальное учреждение, где представители очередного фонда обсуждали с чиновниками из мэрии установку памятника Виктору Цою. Во время работы над фильмом «Игла Remix» я частенько оказывался на всякого рода странных мероприятиях, куда нас с Рашидом приглашали как «киноведов». Я послушал доклад, где представлялись совершенно не интересные проекты и предложения, и озвучил свой вариант памятника Виктору по мотивам несостоявшегося фильма Рашида Нугманова по сценарию отца киберпанка Уильяма Гибсона «Цитадель Смерти». Недолго думая, я, в пику увиденному на этой встрече, нафантазировал отличный памятник Виктору: он с лазерным мечом сражается с роботом-пауком на верхушке Александрийского столпа. Настоящий киберпанк и поп-арт! Смотрю на реакцию: люди, сидящие за столом, притихли и смотрят на меня, не понимая вообще, о чем я говорю.
А я самозабвенно продолжаю: «...И японские туристы будут заходить на Дворцовую площадь, устремлять свой взор ввысь и открывать от удивления рты, щелкая фотоаппаратами Виктора, который одной рукой держится за ангела с крестом, а другой, как иконописный змееборец Георгий Победоносец, поражает ужасного киберпаука, заползшего по столпу на самый верх!»…Грандиозный синтез гиперреалистического пластика и классического камня. Я считаю, что делать обычные памятники необычным людям — это оскорбительно. Надо уважать их память. Поэтому, когда ко мне обратились от Кирсана Илюмжинова за проектом памятника Цою в Элисте, я предложил бронзовую фигуру Моро из знаменитых последних кадров фильма «Игла».
Виктор прикуривает сигарету, и в его руках горит вечный огонь зажигалки. Никаких постаментов. Городская скульптура в человеческий рост прямо на главной площади среди проходящих мимо людей. Чтобы любой мог его обнять и по-дружески прикурить у Виктора. Был сделан проект, но меня не удовлетворило исполнение тестового варианта и техническое ограничение по эксплуатации вечного огня, и я заморозил проект до лучших времен и места. А на компромисс в данном случае я идти не готов: или как я хочу, или никак. Ведь этот памятник — мое кино...
Конец цитаты.
В.К.: Не так давно наши казахские друзья установили памятник в Алма-Ате. Сделали они это, не спросив никого совершенно, по сути, украв твою оригинальную идею. Помню скандал, который разгорелся после установки. При этом ребята сперва категорично полгода заявляли, что идея памятника их собственная. Пока мы их не приперли к стене интервью, которое было опубликовано в моей книге и, собственно, эскизом из газеты «Новый взгляд». Что с Элистой? Та же самая проблема?
Д.М.: В Казахстане была история. Кажется, даже несколько. Об одной публикация здесь: https://www.sobaka.ru/city/city/57031
Почему памятники в Ате и Элисте так похожи, несмотря на то, что их делали разные скульпторы? Ответ элементарный. Да потому, что автор эскизов и концепции один. И автора нигде не упоминают.
Начнём с того, как просто установить, кому принадлежит идея и концепция этого памятника. До публикации в твоей книге эскизов и моего описания памятника нигде и никогда такой памятник ни в каком формате не появлялся. И не обсуждался. Но после 2010 года вдруг все стали его придумывать сами. Это немного комично. И разные скульпторы, и литейщики, и бизнесмены вдруг придумали один и тот же памятник в одной и той же позе, на плоской подставке, как у оловянного солдатика, без постамента и высотой в человеческий рост. Почему же они раньше этого не придумали?! Непонятно! Наверное, не было для вдохновения моего проекта.
Фильм "Игла"-то был доступен для просмотра все эти годы. Смотри и делай, как говорится. Но даже его автор, Рашид Нугманов, такого памятника не придумал. А тут вдруг все как один стали авторами идентичной концепции. Изумительное единодушие! Этот проект родился на твоих глазах, Виталий, — от всего сердца и потому изначально был абсолютно не коммерческим. Я хотел создать памятник или скульптуру — "Вечный огонь уличному воину". Да, до меня уже делали памятники Виктору Цою. Но, подчеркну, именно Цою — музыканту. Никто не делал до меня памятника Моро, уличному бойцу, главному герою Виктора Цоя в фильме "Игла".
И я придумал этот образ именно из-за участия в создании фильма "Игла Ремикс" и благодаря общению с кинорежиссёром Рашидом Нугмановым, дружба и совместная работа с которым вдохновили меня на это творение. Оно было придумано для друга Виктора — Рашида — и для возлюбленной Виктора — Наталии, что и сделало этот памятник таким вдохновляющим. Потому что задумывался не для коммерции или показухи, а для самого ближнего круга родственников и друзей. И только их оценка была для меня важна. А вся последующая активность вокруг моего проекта — это круги на воде от брошенного мною камня.
Надо было написать послание Виктору на титульном листе с эскизом:
"Я памятник тебе воздвиг нерукотворный
К нему не зарастет народная тропа…"
Потому что так и вышло! (смеется)
Первыми позаимствовали концепт ребята из Казахстана, ты прав, и приписали авторство себе. Но им сам Бог велел. Ведь Рашид — фундаментальное достояние нации в Казахстане. Там в каждом доме должна быть каминная зажигалка с вечным огнём Виктора Цоя. Правда, мне не понравилось, что в Казахстане скульптуру цензурировали — убрали сигарету и оставили только зажигалку. В остальном — все идентично моей задумке, начиная от подставки, фигуры и всех деталей. Мне всегда интересно в таких случаях: неужели невозможно было придумать что-то своё? Да даже по мотивам того же фильма "Игла" может быть масса вариантов, как подать скульптуру. К примеру, в проходившей сейчас выставке-байопике "Виктор Цой. Путь героя" есть инсталляция, где в снежных шарах герой Моро с зажигалкой изображён в виде полигональной скульптуры. Художественных решений — великое множество! Нужно ведь делать что-то оригинальное, актуальное и небанальное.
Но вот не хотят или не могут художники фантазировать и творить новое. Берут один в один идею и копируют то, что уже было нарисовано. И на выходе получается не то, что было задумано. Потому что не сами придумали, потому что не творят, а только повторяют не ими созданное, поэтому и не знают, как все должно выглядеть. Это печально. Потому что Цой заслуживает самых интересных креативных решений. А получается бесконечное повторение без авторского решения.
В.К.:
- Как следует из интервью Кирсана Илюмжинова – автор идеи - Он. По словам Кирсана – он изначально высказал идею и мысль и том, что Цой должен быть в плаще и с горящей сигаретой, как в фильме «Асса». Но, ведь это образ Цоя из «Иглы»? Вывод напрашивается сам - либо Кирсан, как и алма-атинские товарищи, присваивает себе лавры, либо это журналисты додумывают и дописывают?
Д.М.: Впервые такое слышу. И в том, что я слышу сейчас от тебя, много путаницы и сплошные конфабуляции вперемешку с какими-то цитатами из Википедии. Может быть, это писал вовсе не Кирсан? Например, какой-то его помощник или журналист, который не совсем в теме. Кирсан никак не мог попросить меня сделать памятник из фильма "Игла", где Виктор Цой в плаще и с зажигалкой. Человек, который говорит это, путает фильмы "Асса" и "Игла". Виктор не снимался в плаще в фильме "Игла". Впрочем, в фильме "Асса" он тоже снимался в пальто, а не в плаще. Так что я не понимаю вообще, о чем идёт речь.Да это и не важно.
Но важно, что в том, что ты рассказал, отсутствует очень важный момент: просьбу Кирсана о идее для памятника мне озвучила Наталия Разлогова. Это именно она попросила меня помочь нашему общему другу и поделиться своими идеями, так как ей всегда нравился мой давнишний образ, который я придумал по мотивам Иглы, когда работал с Рашидом Нугмановым над "Ремиксом" и был глубоко погружён в эту тему. Так что в Калмыкию были отправлены уже готовые эскизы. Идея с памятником Виктору Цою в образе Моро — в куртке и с вечным огнем-зажигалкой — целиком моя. Что же касается голографического Цоя, о котором зачем-то тоже упоминается в интервью Кирсана, то я тоже вспомнил, откуда взялся этот проект: мы с Рашидом восстановили хронологию событий.
Дело было так (запиши для истории). В далёком 2009 году гостеприимный Кирсан, с которым я неоднократно делал интервью, потому что он замечательный собеседник, пригласил меня и Рашида Нугманова в Элисту. Не на творческий вечер, а посмотреть на церемонию разрушения мандалы. Туда мы прилетели без Кирсана. Гуляли по Элисте, встречались с Верховным Ламой Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, который угощал нас конфетами, нам очень понравился буддийский храм, воздвигнутый Кирсаном. А вот обратно мы летели на самолёте уже все вместе и много болтали. Мы тогда с Рашидом делали фильм "Игла Ремикс". И делились нашими идеями.И про идею симфонического Кино, и про выступление с голограммой Цоя, когда выходят участники группы, берут реальные гитары, а одну из гитар берет виртуальный Виктор, — все это мы с Рашидом тогда и рассказали Кирсану.
Из воспоминаний Рашида Нугманова:
"Там было так: на сцене стоят несколько гитар, как обычно. Публика не различает, где реальная, а где голограмма. Виктор поёт какую-то песню без гитары, танцует, как в ранние времена, а для очередного номера (например, "Стук") берёт акустическую гитару и одновременно меняет гитару Каспарян (например, на белую Ямаху), но его гитары реальные. У зрителя создаётся иллюзия реальности Виктора, поскольку их действия синхронизированы не только во время исполнения песен, но и между ними. Виктор при этом может отпустить шуточку в сторону группы, и они отреагируют улыбкой. Подобные моменты служат возникновению у публики так называемого состояния suspension of disbelief, если исполнено правильно, естественно и безупречно с технической стороны…"
Тогда же появилась и идея Симфонического Кино, придуманная Рашидом. Шли разговоры о выступлении группы Кино с кино изображением поющего Виктора на сцене и живыми музыкантами. Благодаря Рашиду группа Кино и объединилась для работы над саундтреком к "Игла Ремикс". А я присоветовал взять как аранжировщика Игоря Вдовина. С той поры они и работают вместе. Так что, все эти идеи были придуманы для промоушена фильма, но не реализовались и потом появились в виде отдельных проектов. Неофициально Кирсан попросил меня осенью 2010 года о том, чтобы я сделал эскизы для памятника Цою в столице Калмыкии, Элисте, для его знакомого бизнесмена.
Я начал проект с чистого листа. Ни у кого не было никаких конкретных мыслей, как он мог бы выглядеть. В октябре 2010 г. началась работа. Вот тогда впервые и оформилась в эскизы моя идея использовать образ из фильма "Игла", где Моро стоит в куртке и с зажигалкой в руке. Причем зажигалка должна была гореть, как вечный огонь. Я захотел, чтобы реальный огонь был в синтезе с металлом. Так и родился проект. В 2011 году эскизы уже были в Элисте и публиковались как в прессе, так и в твоей книге. Как могло случиться, что потом по ним сделали без упоминания автора памятники в Казахстане и Калмыкии? Такое бывает, когда придумываешь что-то, о чем все мечтали, и тем самым попадаешь в коллективное сознание. Все начинают считать, что это они придумали самостоятельно. Это говорит только о том, насколько удачна идея: раз она пришла в голову тебе, а потом все тоже стали считать ее своей, значит это — настоящее. Но это не значит, что у идеи нет автора. Так что, повторю, идея существовала давно, так как я работал над фильмом "Игла Ремикс". А оформилась уже в законченный проект в 2010-2011 годах. Никто к этому проекту кроме моей арт-группы Doping Pong отношения не имел и не имеет. Кирсан, услышав о произошедшем, сам мне недавно позвонил. Сказал, что в курсе истории с памятником, и передал лично от себя и от народа Калмыкии, горячо любящего Цоя, благодарность мне как автору. За мой щедрый подарок.
( смеется )
Теперь жду официального признания моих заслуг от администрации Элисты и действующего главы Калмыкии. Признание меня автором идеи и концепции памятника, переданных мной Калмыкии абсолютно безвозмездно.Последнее, что написал мне предприниматель Мингиян Яшаев, ответственный за установку памятника:
"Я согласую этот вопрос с администрацией г. Элисты. Я думаю, проблем не будет."
Ждем, когда везде пройдёт информация : идея и концепция памятника была придумана художником Дмитрием Мишениным в 2009 году. И больше не будет никаких других авторов. А только соавторы: скульпторы и литейщики — исполнители моего проекта. Как это и есть на самом деле. В общем, повторю прописные истины: уважайте автора. Художника может обидеть каждый.
В.К.: - Допустим, разобрались с авторством идеи. Как тебе само воплощение? Нравятся памятники? Насколько я знаю, многие были не особо довольны алма-атинским памятником из-за его небольшой высоты. В Элисте пропорции соблюли?
Д.М.: Без авторского надзора такие авторские памятники, конечно, ставить нельзя. Почему? Без авторского надзора у людей, которые являются только исполнителями, а не полноценными авторами, из хорошей художественной идеи памятника рок-звезде получается кладбищенское надгробие с вазой в стиле 90-х годов. Конечно, мне не нравится, что исполнители вносят неуместные детали и портят первоначальный концепт. В одном случае (в Ате) — ошиблись с высотой и убрали сигарету. Другой (в Элисте), к сожалению, слабовато выполнен технически. Поэтому я неоднократно браковал разные варианты. А сейчас рядом с ним и вовсе поставили какую-то массивную вазу… может, только на официальном открытии, но в любом случае эта композиция с вазой, увы, в целом производит гнетущее впечатление. Это единственные изменения в моих эскизах, и они выглядят подчеркнуто неуместно. Основная проблема многих памятников, посвящённых Виктору Цою, в том, что они выглядят немодно и неактуально. Несовременно рядом с такой личностью, как он, как будто они выпущены артелью "Напрасный труд" для продажи с лотков в местах скопления туристов. Знаешь, как весь этот кошмарный и пошлый уличный мерч: кружки, значки, футболки и кривые статуэтки. А Виктор — это модный парень, отлично врубающийся в актуальные мировые тренды. И он достоин гораздо большего, чем ширпотреб из рок-магазинов.
Поэтому больше десяти лет назад я и взялся за эскиз памятника, который бы был достоин Виктора. Как альтернатива пресным, скучным и максимально обезжиренным вариантам, которые постоянно обсуждались в то время. И проект моего памятника мне нравится тем, что является настоящей современной урбанистической скульптурой. Но и тут, видишь, сколько проблем. Люди читают в моей аннотации к эскизу, что памятник должен быть высотой с человеческий рост. И так потом и делают. Они не понимают, что скульптура, чтобы выглядеть в человеческий рост, должна быть выше. Обязательно! Этот нюанс учитывают профессионалы. Но исполнители — не авторы и иногда непрофессионально подходят к этим вопросам. Отсюда все эти ошибки в воплощении моей концепции.
Поэтому и нельзя делать такие сложные работы без авторского надзора.Но мне нравится то, что моя идея и концепт превратились в своего рода челлендж и флешмоб. Это уже новая область современного искусства. И смотря на это с такой точки зрения, я безусловно доволен. Я же не коммерсант. Я художник. Мне нравится, что я создал достойный Виктора концепт памятника по мотивам финальной сцены "Иглы", который все хотят воплощать. Отлично! Хорошо, что появился концепт, который так нравится по всей стране и в ближнем зарубежье. Я его делал на чистом энтузиазме по мотивам любимого фильма. Получается, что я стал автором флешмоба или челленджа — сделай памятник Моро в своем городе. Что ж, это ещё круче, чем быть автором одного памятника. Только не забывайте писать автора концепт-арта — группу Doping Pong — и добавлять, что идея по мотивам фильма "Игла", а это значит как минимум ставить в известность художников и не забывать про кинорежиссёра.Иначе получается неправильно как- то.
В.К.: - Вообще все эти истории с памятниками, сигаретами очень перекликаются с пачками сигарет, которые сохранила Наташа Разлогова, и с зажигалкой Виктора, которую мы нашли в кармане его куртки. Знаешь, многие мои знакомые стали просить меня подарить им по сигарете и позволить прикурить от зажигалки Цоя. То есть если это воплотить компанией в 20 человек (по количеству сигарет в пачке) – вполне может получиться мощный флешмоб. Хотелось бы знать твое отношение к этому. Кинематографично?
Д.М.: Я сам не курю. Но не люблю такие ханжеские проявления по отношению к искусству, когда замыливают картинку с сигаретой в старых фильмах. Это как-то убого. Это новое варварство. В стиле лицемерных американских социальных сетей, которые удаляют классические картины с обнаженными людьми и при этом разрешают постить пытки и казни реальных людей. Это отвратительно. Расскажу тебе вот такую историю.
На встрече с продюсерами компании Леополис сидим и обсуждаем рекламу и афиши к фильму "Игла Remix".
Местные клерки (категорично):
— Сигарету у Моро надо убрать!
Я (недоуменно):
— Почему?!
Клерки (морщась):
— Бабушкам не понравится!
Я (переглядываясь с Рашидом):
— Цой, конечно, он и для бабушек, и для бабушкиных внуков, но все-таки в искусстве надо руководствоваться правдой жизни, а не цензурой, которая меняется в зависимости от политического строя и времени.
Меня тогда это ужасно покоробило. Разумеется, сигарету мы не убрали. А запустились в прокат и рекламой с другими продюсерами. Вот такие удивительные истории случаются, Виталий. Если Кастро и Сталин курили, то это не о рекламе табака! Это их жизнь. И абсолютно нормально их изображать курящими. Они исторические личности. Пачка сигарет Виктора — это такие же исторические артефакты, как трубка Сталина и сигара Кастро. А не пропаганда курения. Поэтому то, что мы не можем выставить оставшиеся от Виктора Цоя пачки сигарет, — это неправильно. В этом плане Мингиян Яшаев пошел дальше ребят из Казахстана. Он осуществил мой эскиз один в один и не лишил Моро его сигареты и зажигалки.
В.К.:- Уникальная выставка в московском Манеже. Ты стал автором концепции и главным куратором. Понятное дело, что с января ты дал огромное количество интервью. И все же – в двух словах – как тебе все получившееся? И главный, всех мучающий вопрос – поедет ли выставка в Питер? Какие обновления экспозиций следует ожидать поклонникам? Будут ли сюрпризы от Doping Pong?
Д.М.: Будут, конечно! Главное, чтобы этот переезд в Петербург случился. Я целиком доволен нашим сотрудничеством с Planet9 и грандиозной выставкой-байопиком в Московском Манеже. Она объединила всех родных и близких Виктора. И, кстати, когда я писал ее концепт, то в нем была как раз моя авторская версия этой самой скульптуры. Но потом я удалил ее, так как пространство Манежа диктовало свои условия расположения экспозиции. Немного поменяли концепцию уже под пространство. Я надеюсь, что рано или поздно все-таки сделаю под авторским надзором арт-группы Допинг-понг памятник Виктору по созданным когда-то эскизам. И возможно, это произойдёт в рамках выставки, когда она откроется в другом городе. Переговоры об этом сейчас ведутся с институциями Санкт-Петербурга. Ведь когда-нибудь автор должен же присоединиться к этому флешмобу и сделать свой авторский вариант. Но заранее обещаю, что он будет лучше первоначальной задумки. Ведь дело автора не только придумать, но и совершенствовать собственный замысел в процессе воплощения. И только так!
И тогда среди всего этого бронзового фан-арта появится оригинальная скульптура Виктора Цоя. Не банальная и без ассоциаций с кладбищенским надгробием. Могу уже сейчас сказать, что она будет сильно отличаться от эскизов десятилетней давности. И по технике исполнения. Но идея и концепция будут сохранены. А самое главное - наконец-то появится Вечный огонь в зажигалке Моро. А вот как это получится осуществить — пока секрет). А то прочтут у тебя и тоже начнут придумывать ровно такое же))) Со скульптурами, как с выставками. Я считаю, что Цой достоин выставок в лучших галереях и в Московском Манеже у стен Кремля, где мы с тобой их и проводим как кураторы. А кто-то делает их в непонятных местах в формате междусобойчика: это не масштаб Виктора. Он его перерос уже при жизни. Тут речь идёт о том, чтобы мы действительно делали вещи, которые соответствовали нашему герою. От всего сердца.
А не использовать Виктора для собственного продвижения. Это пошло и неинтересно. Но это явно видно по некоторым проектам, которые ничего общего с образом Виктора не имеют. По большому счёту они похожи на дурные анекдоты. А Виктор — романтик и модник. Вот возьмём ту же инсталляцию "Snow globes Memento Moro" от Doping Pong, которая занимала большую часть в зале "Игла и Игла Ремикс" в Московском Манеже: воплощение от эскиза должно отличаться примерно так, как наша композиция из снежных шаров отличается от эскиза рождественской игрушки, которую мы задумали в 2010 году, а осуществили в 2022 году.
Допинг-понг нарисовали рождественский сувенир - стеклянный шар со снегом, в который поместили героя Моро из последней сцены "Иглы", которую я обожаю как и все поклонники Виктора.
А на выходе получилась музейная инсталляция и целый зал из больших шаров, где есть фигура Моро в полный рост. Да, все фигуры полигональные — в духе новых тенденций. Вот что значит быть автором. А не копировать или клонировать то, что есть. А этот эскиз, который был создан для Калмыкии, пусть превращается во флешмоб и каждый регион воплощает сам. Но не забывает указывать автора концепции.Может, и с вечным огнём когда-нибудь появится версия.
В.К.:- Москва, Питер - понятно. Группа «КИНО» после мощного концерта в Ледовом отправляется в большой гастрольный тур по стране. А вот какое будущее выставки «Путь героя» видишь ты? Какова вероятность превращения и преобразования выставки в постоянную экспозицию, в музей? Или, например, после окончания московского периода, выставка отправится в тур по городам России?
Д.М.: Отвечу коротко: я давно хочу сделать постоянный музей Виктора Цоя. И выставку я придумал как pop up музей Виктора, заложив его концептуальную основу. Дело за инвестициями и помещением. Предлагайте! А пока в планах с нашими друзьями из Красного квадрата, помогавшими делать нам выставку в Манеже, открыть ее в Санкт-Петербурге.
В.К.: - Насущный актуальный вопрос. В процессе подготовки выставки были ли попытки выдать подделки за оригинальные работы Виктора Цоя с целью обеспечения провенанса?
Д.М.: Ты сам знаешь, что к тебе (как и ко мне) регулярно обращаются люди, пытающиеся легализовать вещи и картины Цоя. И ты также прекрасно знаешь, как я строг в этом плане, и каждое такое предложение проходит многоуровневую аутентификацию у Наталии и Рашида, людей лично присутствовавших в жизни Виктора все последние годы, и на глазах которых он творил. Таких подделок мы никогда не пропустим. А иногда поступают совсем глупые, заведомо провальные предложения, когда предлагают деньги за провенанс. Но нас всех связывают в этой истории не коммерческие, а личные дружеские отношения, и такие предложения делать нам просто бессмысленно, так как мы слишком уважаем Виктора, чтобы допускать фальшивки на рынок. Если они туда попадают, то точно без нашего участия.
В.К.: - Вопрос относительно деятельности Doping-pong. Чем заняты сегодня, что в планах?
Д.М.: Мы готовим новую выставку. Она посвящена 80-летнему юбилею великолепной, тонко чувствующей женщине, ведущему режиссёру Ленфильма, нашей любимой Динаре Асановой. Я с трепетом отношусь к этому проекту. Мы выросли на ее фильмах: "Не болит голова у дятла", "Ключ без права передачи", "Пацаны", "Милый, дорогой, любимый, единственный"...
Я очень люблю этого человека! И мне хотелось бы донести свою любовь до новых зрителей. Поэтому выставка будет включать не только архивный фонд и артефакты, но и оригинальную экспозицию диджитал-арта. Впрочем, всему своё время. Увидите сами.
В.К.: - Я знаю, ты пишешь новую книгу о группе «КИНО» в кино. Когда ожидать выхода?
Д.М.: Книга в работе. Рабочее название "Memento Moro: Виктор Цой в кино." Она была задумана давно, но я переключился на издание другой книги «Реаниматор культового кино», в которой рассказал о неснятых кинопроектах культовых кинорежиссеров 80-х годов. Как раз "Цитадели смерти", представленной на выставке отдельным залом, уделена треть книги. Это большой рассказ о несостоявшемся продолжении "Иглы". Новых приключениях Моро и его врагов. Но издав эту книгу, я понял, что собрал практически весь материал о кинокарьере Цоя и охватил все неснятые проекты, а теперь стоит сделать книгу о снятых. Подробную и энциклопедическую. Показать Киновселенную Виктора Цоя не только в формате выставки-байопика, но и книги. Вот и вернулся к работе над ней…Там много личных бесед с людьми, которых с нами уже нет: от Петра Мамонова и Сергея Соловьева до Кирилла Разлогова. Очень интересно проживать заново общение с ними. Я растягиваю это удовольствие. И, конечно, я не стремлюсь успеть издать книгу в юбилейный год. Пусть выйдет в следующем. Это неважно. Ведь для общения с героем моей книги не нужен информационный повод. Он всегда был, есть и будет в центре внимания.
Лето, 2022