В наши дни мало что согласны левые и правые. Но, безусловно, одно не подлежит сомнению: национальные правительства должны защищать граждан от самых серьезных угроз и рисков, с которыми они сталкиваются. Хотя наше правительство, где бы мы ни находились в мире, возможно, не сможет спасти всех от пандемии или защитить людей и инфраструктуру от разрушительной кибератаки, конечно, они заранее продумали эти риски и хорошо профинансировали, адекватно отразили планы?
К сожалению, ответ на этот вопрос - решительное нет.
Не все области политики сталкиваются с этой проблемой. Например, национальные оборонные учреждения часто имеют рамки и процессы, которые облегчают принятие политических решений о крайних рисках. Но чаще всего, и по большему количеству вопросов, чем нет, правительства не представляют, как могут возникнуть наихудшие сценарии - не говоря уже о плане для них. Правительства никогда не могли отвлечь значительное внимание отсюда и происходящего на будущее и неопределенность.
В недавнем докладе, опубликованном Центром изучения экзистенциального риска Кембриджского университета, утверждается, что это должно измениться. Если бы проявился хотя бы один катастрофический риск - будь то из-за природы, несчастного случая или намерения - это нанесет ущерб безопасности человека, процветанию и потенциалу в масштабах, никогда ранее невиданным в истории человечества. Есть конкретные шаги, которые правительства могут предпринять для решения этой проблемы, но в настоящее время ими пренебрегают.
Риски, с которыми мы сталкиваемся сегодня, многочисленны и разнообразны. Они включают в себя:
- Естественная или инженерная глобальная пандемия.
Каждый из этих глобальных катастрофических рисков может нанести беспрецедентный ущерб. Например, пандемия может ускориться в нашем гиперсвязанном мире, угрожая сотням миллионов - потенциально миллиардам - людей. В этом глобализованном мире своевременной доставки и глобальных цепочек поставок мы более уязвимы к сбоям, чем когда-либо прежде. А вторичные последствия нестабильности, массовой миграции и беспорядков могут быть сопоставимо разрушительными. Если бы какое-либо из этих событий произошло, мы бы передали уменьшенный, страшный и раненый мир нашим потомкам.
Итак, как мы так ужасно не были готовы, и что, если что, могут сделать наши правительства, чтобы сделать нас безопаснее?
Современная проблема
Борьба с катастрофическими рисками в глобальном масштабе является особенно современной проблемой. Сами риски являются результатом современных тенденций в области народонаселения, информации, политики, войны, технологий, климата и экологического ущерба.
Эти риски являются проблемой для правительств, которые настроены вокруг традиционных угроз. Силы обороны были созданы для защиты от внешних угроз, в основном от иностранных вторжений. Внутренние агентства безопасности становились все более значимыми в 20-м веке, поскольку угрозы суверенитету и безопасности, такие как организованная преступность, внутренний терроризм, крайние политические идеологии и изощренный шпионаж, все чаще исходили из национальных границ.
К сожалению, эти традиционные угрозы больше не являются самой большой проблемой сегодня. Риски, связанные с областями технологий, окружающей среды, биологии и войны, не вписываются в точку зрения правительства на мир. Вместо этого они разнообразны, глобальны, сложны и катастрофичны.
В результате эти риски в настоящее время не являются приоритетом для правительств. Индивидуально они совершенно маловероятны. И на такие маловероятные высокоэффективные события трудно мобилизовать. Кроме того, их беспрецедентный характер означает, что нам еще не преподали острый урок о необходимости подготовиться к ним. Многие риски могут возникнуть десятилетиями, что противоречит типичным политическим временным масштабам.
Правительства и бюрократия, которые их поддерживают, не могут справиться с тем, что грядет. У них нет правильных стимулов или навыков для управления экстремальными рисками, по крайней мере, помимо стихийных бедствий и военных атак. Они часто застревают на старых проблемах и изо всех сил пытаются быть гибкими к тому, что нового или возникающее. Управление рисками как практика не является сильной стороной правительства. И технический опыт, особенно в этих сложных наборах проблем, как правило, находится за пределами правительства.
Возможно, наиболее тревожным является тот факт, что любая попытка справиться с этими рисками не ограничивается на национальном уровне: это принесет пользу всем в мире - и даже будущим поколениям. Когда выгоды рассеиваются, а расходы немедленны, заманчиво побережье и надеяться, что другие возьмут на себя слабину.
Время действовать
Несмотря на эти огромные проблемы, правительства имеют возможность и ответственность за повышение национальной готовности к экстремальным явлениям.
Первый шаг заключается в том, чтобы правительства улучшили свое собственное понимание рисков. Развивать лучшее понимание экстремальных рисков не так просто, как проведение лучшего анализа или дополнительных исследований. Это требует общегосударственного управления с четкими стратегиями для понимания типов рисков, с которыми мы сталкиваемся, а также их причин, последствий, вероятностей и временных масштабов.
С помощью этого плана правительства могут наметить более безопасное и процветащее будущее для своих граждан, даже если самые катастрофические возможности никогда не сбудут.
Правительства во всем мире уже работают над улучшением своего понимания рисков. Например, Соединенное Королевство является мировым лидером в применении процесса оценки национальных рисков, связанных с любой опасностью. Эта оценка гарантирует, что правительства поймут все опасности - стихийные бедствия, пандемии, кибератаки, космическая погода, крах инфраструктуры - с которыми сталкивается их страна. Это помогает местным службам быстрого реагирования подготовиться к самым разрушительным сценариям.
Тем временем, Комитет Финляндии по будущему является примером парламентского специального комитета, который вводит дозу столь необходимой долгосрочной мысли во внутреннюю политику. Он выступает в качестве аналитического центра для будущей, научно-технической политики и предоставляет консультации по предстоящей законодательной политике, которая влияет на долгосрочное будущее Финляндии.
А Сингапурский центр стратегического будущего лидирует в "сканировании горизонтов", наборе методов, которые помогают людям думать о будущем и потенциальных сценариях. Это не предсказание. Он думает о том, что может быть не за горами, и использует эти знания для информирования о политике.
Но эти действия немногочисленны и далеки друг от друга.
Нам нужно, чтобы все правительства вкладывали больше энергии в понимание рисков и действия на основе этих знаний. Некоторым странам могут даже потребоваться грандиозные изменения в своих политических и экономических системах, уровень изменений, который обычно происходит только после катастрофы. Мы не можем - и не должны - ждать этих структурных изменений или глобального кризиса. Лидеры, ведущие вперед, должны действовать сейчас, чтобы лучше понять риски, с которыми сталкиваются их страны.