Меня давно интересовала и привлекала тема каналов. Собрал информацию о некоторых из них.
Великий #канал Китая
Да Юньхэ. Одно из самых древних действующих гидротехнических сооружений в мире – строился почти 2 тысячелетия, с VI века до н. э. до XIII века н. э. К тому же самый длинный – его длина около 1800 км (а с ответвлениями – около 2500 км). Соединяет две великие китайские реки: Янцзы и Хуанхе. Именно его видел американский астронавт Уильям Поуг, а не Великую китайскую стену, как он первоначально подумал. В 2014 году включён в список объектов всемирного наследия #ЮНЕСКО
Морской путь Святого Лаврентия
Ещё один гидротехнический супергигант, претендующий на звание самого протяжённого в мире: его общая длина со всеми ответвлениями также около 2500 км, но большая часть из них проходит по Великим американским озёрам.
Другой его особенностью является то, что на участке от озера Онтарио до озера Эри (где он носит название Уэллендский канал) он проходит параллельно реке Ниагаре и помогает судам преодолеть Ниагарский эскарп – скальный уступ, низвергаясь с которого Ниагара и образует знаменитый водопад. Место это легко идентифицировать на схеме по увеличению частоты шлюзов.
#Суэцкий канал
Рекордсмен по грузопотоку. Так, одних только контейнеров через него проходит в год около 19 млн. TEU (эквивалент стандартного контейнера). Для сравнения: железнодорожный коридор Чунцин-Дуйсбург, который во время аварии контейнеровоза Ever Given в Суэцком канале перехватил часть грузопотока и на 3/4 увеличил его в годовом выражении, перевёз всего... 75 тысяч! контейнеров. И ещё для масштаба: Ever Given за один рейс способен нести более 20 тысяч контейнеров.
Кильский канал
Канал, полностью проходящий по территории Германии и связывающий Балтийское и Северное моря. Взглянув на карту, легко увидеть, что он словно бы "отрезает палец" полуострова Ютландия, на котором частично расположена Дания.
В Швеции есть его аналог и дублёр, также связывающий Балтийское и Северное моря: канал Гёта-Эльв.
Коринфский канал
Прорыт в самом узком месте полуострова Пелопонесс (что фактически делает его островом). При небольшой длине (всего около 6,4 км) и габаритах (25 метров ширины по зеркалу воды и 21 метр по дну) примечателен тем, что вырублен прямо в известняке, который местами вздымается над каналом на высоту до 76 м.
Августовский канал
Моя давнишняя и особая мечта. Во-первых, проходит он по территории сразу трёх стран: Польши, Беларуси и Литвы – по нему можно добраться от Августова в Польше до Друскининкая в Литве. Во-вторых, именно на нём можно получить в загранпаспорт штамп чуть ли не единственного в мире... речного погранперехода! В-третьих, весь его можно пройти на байдарке, по пути делая остановки и вылазки в интереснейшие места (например, в Гродно).
Беломорско-Балтийский канал
Самый длинный в Европе – 227 км. Соединяет Белое море и Онежское озеро (далее считается, что он впадает в Волго-Балтийский канал). Идея его сооружения известна давно: так, именно по его маршруту при Петре волокли два фрегата из Белого в Балтийское море (вспомните фрагмент в фильме "Россия молодая"). А на Парижской всемирной выставке 1898 года профессор Тимонов за свой проект судоходного канала был удостоен золотой медали.
Печально примечателен тем, что построен уже при СССР заключёнными Белбалтлага – "филиала" знаменитого СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения). Среди них был, в частности, академик Д. С. Лихачёв, освобождённый досрочно.
Также бросается в глаза, что наибольшее число умерших (более 8000 при чуть более 1000 годом ранее) было зафиксировано в 1932 году, когда в Советском Союзе был голод.
Новоладожский канал
Староладожский, Белозерский и Онежский каналы – туда же, как примеры так называемых обводных каналов. Дело в том, что Белое озеро, не говоря про Онегу и тем более Ладогу, имеют большую площадь поверхности ("свободной воды", что называется), а потому там часты шторма. В указе 1718 года Пётр писал:
"...какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…"
А страховые компании даже отказывались страховать суда, идущие через эти озёра. Ввиду этого вдоль берегов этих озёр (Ладоги, Онеги и Белого) и были сооружены каналы. Причём в случае с Ладогой он изначально был безшлюзовый и проходил от устья Невы (Шлиссельбурга, крепость которого видна на фото) до реки Волхов (Староладожский канал). Затем, когда в один из годов канал пересох из-за засухи, были установлены шлюзы и помпы для подкачки воды, а сам канал построен ближе к берегу и продлён до реки Свирь.
Сходненский деривационный канал
Ещё один пример иной функции каналов помимо соединительной – создание напора для работы агрегатов ГЭС.
При строительстве канала имени Москвы инженеры обратили внимание, что перепад между уровнем расположения канала и долиной реки Сходни – более 40 метров. Было принято решение построить специальный деривационный канал и соорудить на нём ГЭС – Сходненскую (мало кто знает, что в Москве в черте города есть ГЭС, к тому же действующие).
В результате более 80% расхода воды, получаемой через канал имени Москвы из Волги, поступает в реку Москву именно через Сходненский канал и агрегаты Сходненской ГЭС. И лишь 20% – через шлюзы канала имени Москвы.
Стамбульский канал
И напоследок совсем кратко про "виновника" публикации – Стамбульский канал. Это – очередной мега-проект Турции. По официальной версии он призван разгрузить Босфор, по неофициальной – попутно дать Турции возможность зарабатывать на проходящих судах. Дело в том, что проливы после возвращения над ними суверенитета Турции подпали под доктрину Монтрё, согласно которой коммерческие суда всех флагов имеют возможность беспрепятственного и бесплатного прохода по ним.