Поговорим сегодня об инфляции, ибо касается она всех и каждого. В социальных сетях можно найти немало видеороликов, на которых рабочие благополучных вроде бы стран, таких, как Германия, начинают бастовать и устраивают иные акции протеста, требуя повышения зарплат в связи с рекордным ростом цен.
Хорошо известны и проблемы в Турции, где серьёзная инфляция стала немаловажным фактором, осложняющим позиции Реджепа Эрдогана в преддверии намеченных на июнь 2023 года парламентских и президентских выборов.
Ростом цен немало озабочены не только на Западе или на Востоке – для постсоветских государств, являющихся периферией капиталистического мира, эта острая проблема касается самым непосредственным образом.
Так, признанными «рекордсменами» по темпам инфляции в ЕС выступают страны бывшей советской Прибалтики. Если верить недавним статистическим данным, Латвии в годовом выражении она оценивается уже в 19%, в Литве – в 20,5%, а в Эстонии – 22%.
Быстрее всех растут цены на энергоносители – 41,9% в июне против 39,1% в мае 2022 года. Далее следуют продукты питания, алкоголь и табак – 8,9% по сравнению с 7,5% в мае. Следом – «неэнергетические» промышленные товары – 4,3% против 4,2% и также различные услуги – 3,4% против 3,5% в мае. Далее за Прибалтикой по темпам инфляции идут Словакия – 12,5%, Греция – 12% и Словения – 10,8%.
В ходе недавнего заседания правительства Казахстана президент страны Касым-Жомарт Токаев привёл следующие данные: «…Однако инфляция не стоит на месте. Сейчас этот показатель достиг 14,5 процентов, превысив уровень 2015 года». При этом продовольственная инфляция составила около 20 процентов. Но если спросить любого простого человека на улице – он непременно скажет, что цены растут ещё больше.
Выказав недовольство работой правительства, глава государства раздал выговоры и сделал замечания нескольким министрам.
Однако уместно ли, например, обвинять стрелочников в неправильном устройстве железнодорожного хозяйства и в том, что поезда идут не туда и не так? Их задача – переводить стрелки, и делают они это так, как их учили в рамках либерального рыночного монетаризма. Причём безотносительно к конкретной стране, в рамках «единственно верной» модели глобального управления…
Все последние 20 лет правительства и национальные банки не только Казахстана, но и большинства других государств буквально «молились» на снижение инфляции, напоминает экономист Пётр Своик. Но теперь, как видим, что-то явно идёт не так, причём сегодня, в отличие от прежних времён, инфляция «завозится» ещё и с импортом. Внешняя инфляция, обусловленная подорожанием всего того, что закупается за доллары и евро, свидетельствует о тревожных явлениях в мировой экономике.
Следует отдавать себе отчёт, что всё это – надолго: двигаясь к многополярности, мир будет меняться ещё долго и болезненно. Между тем, выживать надо уже здесь и сейчас. Так, согласно официальной статистике 2021 года, среднестатистический казахстанец тратил на пропитание 54,4 процента своих доходов, и ещё 6 процентов – на выплаты по кредитам. И в этой связи растущая продовольственная инфляция – очередной тревожный звоночек для правительства, чреватый очередными волнениями и массовыми беспорядками.
Вся «независимость» постсоветских стран существовала исключительно в рамках однополярного мира, где им было отведено строго определённое место в качестве поставщиков сырья, обеспечивавшего основную часть бюджетных доходов. Эта эпоха заканчивается, и возникает вопрос, в качестве они будут существовать далее.
«Вовсе не гарантировано, что Евразийский Союз принесёт нам счастье. Но гарантировано, что всё, что мы могли получить вот в этом однополярном мире со своей типа "независимостью" и "многовектроностью", мы уже получили, и теперь расхлёбываем только неприятности».
Власти республики обещают строить «новый Казахстан», идеологические ориентиры которого пока не вполне ясны. Основной посыл так называемой «перестройки», ставшей прологом к распаду Советского Союза, был незамысловат: «мы жили и живём не так, социализм плохой, капитализм хороший. На Западе всё хорошо, стоит нам только перейти к многопартийной системе и всё приватизировать – мы станем частью этого замечательного мира». Так и сделали, результаты налицо. Надо бы что-то менять, однако не вполне понятно, как и куда двигаться. К примеру, евразийская интеграция пока, мягко говоря, не вполне работает, чему очередное свидетельство – наблюдаемый сегодня в Казахстане дефицит сахарного песка.
С необходимостью новой созидательной идеи «нового Казахстана» вроде бы согласны все, однако конструктивных идей, пока что маловато. В этих условиях неизбежен рост подпитываемый извне радикального национализма, который, как показывает пример той же Украины, ни к чему хорошему не ведёт. И уж цены точно не снизит, тут даже говорить не о чем.
По мнению П. Своика, нынешнюю экономическую модель Казахстана строили «очень неглупые люди, но строили для внешней сырьевой и финансовой эксплуатации» республики с включением её компрадорской верхушки. От того, получится ли выработать и реализовать альтернативную модель, ориентированную на стимулирование внутренних источников высокопроизводительного роста, зависит будущее республики и её граждан.
Согласимся, это относится далеко не только к Казахстану. Вот на такие более широкие обобщения нас вывел будничный, казалось бы, разговор об инфляции.
Пишите комментарии, высказываете Ваше мнение, подписывайтесь на нас в Телеграме!