Расцвет народного промысла резьбы по дереву во многом связан с именем Абрамцево. В середине XIX века принадлежало оно писателю С.Т. Аксакову. А в 1870 году имение приобрёл С.И. Мамонтов, богатый промышленник, меценат и большой любитель искусства. В Абрамцево часто приезжали и там работали известные писатели и художники.
А вскоре Е.Д.Поленова, сестра знаменитого художника Василия Паленова, организовала вместе с Елизаветой Григорьевной Мамонтовой в усадьбе Абрамцево столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сёл: Хотьково, Ахтырка, Кудрино, Мутовки. Умельцы изготовляли различные изделия из дерева, мебель по старинным образцам.
Для украшения бытовых предметов народные мастера наиболее часто применяли геометрическую резьбу: трехгранно-выемчатую и скобчатую, сочетая их иногда с контурными порезками. Элементы, составляющие композицию геометрической резьбы— треугольники, прямоугольники, трапеции, квадраты и ромбы.
Один из выпускников мастерской, Василий Петрович Ворносков, разработал уникальный вид резьбы: сочетание геометрической, ажурной и плоскорельефной. По виду она очень перекликается с народными росписями. А ведь по сути, это один из первых авторских стилей. А так как жил и передавал свое ремесло другим мастерам Василий в селе Кудрино, то название направления сложилось географическое: Абрамцево-кудринская. Главный мотив - растительные орнаменты, наносимые на готовые формы. Правда, орнаменты быстро переросли в сплошной узор, покрывающий все изделие целиком. Несмотря на узнаваемость этой резьбы, жестких канонов в ней нет, и у резчиков довольно широкое поле для фантазии.
Работали резчики острыми ножами и специальными стамесками.
Мастера подкрашивали свои изделия морилкой различных оттенков, наносили слой лака, полировали. И кажется, что шкатулочка или ковш сделаны из редкого, ценного дерева, привезённого за тридевять земель.
В наши дни традиции народных мастеров прошлого продолжают жить в работах учащихся Абрамцевского художественно-промышленного училища в селе Хотьково.
Материал подготовила научный сотрудник музея Наталья Синицына