Найти в Дзене

Невероятное открытие: история обнаружения места крушения бригантины «Юнона»

Что вы знаете о «Юноне и Авось»? Помимо того, что это рок-опера, которая известность свою получила свою известность благодаря постановке Алексея Рыбникова и смогла покорить сердца миллионов зрителей? Затрудняетесь ответить?

Бригантина Юнона в Авачинской бухте у берегов Камчатки
Бригантина Юнона в Авачинской бухте у берегов Камчатки

Место, где начинается Россия готово дать ответ! Именно туда отправилась комплексная экспедиция научно-исследовательского проекта 1XPEDITION.

Команда проекта 1XPEDITION проводит поисковую работу на двух дайв-ботах ORCA
Команда проекта 1XPEDITION проводит поисковую работу на двух дайв-ботах ORCA

На протяжении 10 дней участники экспедиции покоряли глубины Тихого океана. Главная задача - локализовать место гибели одного из кораблей экспедиции председателя Российско-американской компании Николая Резанова - бригантины "Юнона".

Поисковые работы велись между мысом Саранный и устьем реки Вилюя полуострова Камчатка.

Уникальные документы, письма - воспоминания о кораблекрушении бригантины «Юнона», написанные управляющим делами Российско - американской компании Кириллом Хлебниковым приоткрыли завесу тайны гибели
Уникальные документы, письма - воспоминания о кораблекрушении бригантины «Юнона», написанные управляющим делами Российско - американской компании Кириллом Хлебниковым приоткрыли завесу тайны гибели

В распоряжении участников экспедиции оказались уникальные документы, а именно «письма - воспоминания» о кораблекрушении, написанные управляющим делами Российско - американской компании и одним из исследователей Камчатки - Кириллом Хлебниковым.

Кирилл Тимофеевич Хлебников - путешественник, писатель, директор Российско-Американской компании, член-корреспондент Петербургской Академии наук. Совершил более десяти поездок по Камчатке, не однажды подвергаясь смертельной опасности. Тут же и написал "Письма о Камчатке". После продажи Аляски редкие рукописи хранились на Американской территории. А позже оказались у Канадского любителя истории, который подарил их Иркутскому музею, где они хранятся и по сей день.

Проделав большую работу по поиску исторических сведений - участники проекта 1XPEDITION обратились за помощью в Военно - Морской архив г. Санкт-Петербург и в Иркутский музей, откуда и была прислана копия воспоминаний Кирилла Хлебникова. В уникальных рукописях описан последний путь бригантины «Юнона» и место ее гибели.

Изучив «письма о Камчатке», написанные управляющим делами Российско - американской компании - сомнений не возникло, главная точка погружения - мыс Саранный.

Место гибели судна Юнона
Место гибели судна Юнона

Из прочитанного удалось узнать, что за некоторое время до гибели - судно находилось в районе острова Старичков. Погодные условия начали меняться - подул неблагоприятный ветер, а потому было принято решение идти к мысу Саранный, где и произошло столкновение с каменным рифом лежащим параллельно берега.

Бригантина Юнона столкнулась с каменным рифом у мыса Саранный
Бригантина Юнона столкнулась с каменным рифом у мыса Саранный

В подтверждение - воспоминания плотника Корюкина:

«...приливом и усилившим волнением Юнону перекинуло через риф и бросило на каменья к берегу реки Вилюя. Корабль било сильнейшим образом: огромные валы обрушивались на палубу снося все надстройки. Из 24 человек экипажа, в живых остались лишь 3».

Бригантина Юнона в устье реки Вилюя
Бригантина Юнона в устье реки Вилюя

Для более детального анализа документов участники проекта связались с почетным гражданином города Петропавловск-Камчатский, историком Ириной Витер и узнали:

«В 1811 году «Юнона» шла с компанейским грузом на Камчатку и из-за плохой погоды не могла зайти в Авачинскую бухту. В устье реки Вилюя ее бросило на рифы и разбило. Ломало мачты, смывало на берег. Это было страшное зрелище, люди вперемешку с остатками корабля были забиты по реке, они были в неимоверных позах, особенно страшное зрелище представляли те люди, которые были забиты в расщелины и висели...
Поиском точного места гибели бригантины «Юнона» занимались и другие экспедиционные команды, но место погружений - Вилючинская бухта были выбраны ошибочно, чуть позже гидрографическое судно с помощью высокотехнологичного оборудования не выявило аномалий на ее дне».

Командой экспедиции принято решение провести поисковые работы между мысом Саранный и устьем реки Вилюя с помощью гидролокатора бокового обзора. Силами дайверов с помощью металоискателей изучили дно тихого океана.

Подводные исследователи готовятся к погружениям в Тихий океан
Подводные исследователи готовятся к погружениям в Тихий океан

В процессе работы, драйверам удалось обнаружить неожиданную находку.

Исследуя прибрежную зону под водой, между камней исследователи обнаружили деревянный предмет, предположительно клин от клюза. Принято решение передать его для изучения специалистам.

Деревянный элемент судна найденный участниками 1XPEDITION на месте крушения бригантины "Юнона"
Деревянный элемент судна найденный участниками 1XPEDITION на месте крушения бригантины "Юнона"

Но на этом месте работы не закончились. В связи с утратой на мысе Саранный памятного креста погибшим в кораблекрушении бригантины «Юнона» в 1811 году, команда научно - исследовательского проекта 1XPEDITION с благословения Архиепископа Петропавловского и Камчатского Феодора восстановила утраченную святыню.

Участники проекта 1XPEDITION готовят к установке памятный крест и табличку
Участники проекта 1XPEDITION готовят к установке памятный крест и табличку

Крест и мемориальную табличку установили на месте кораблекрушения.

Изготовленный крест и памятная табличка в память о погибших в кораблекрушении
Изготовленный крест и памятная табличка в память о погибших в кораблекрушении
«И пусть крест этот будет напоминанием каждому последующему поколению о тех людях, которые несли свою вахту, кто трудился на благо Отечества в море, поэтому Господи даст на дело» - отметил архиепископ Петропавловский и Камчатский Феодор.

Экспедиция на Камчатку позволила исследователям познакомиться с местной удивительной флорой и фауной. В 70 км южнее города Петропавловск-Камчатский, рядом с бухтой Русская, команда побывала у мыса Кекурный. Он представляет собой скалистую гряду, уходящую в океан. Именно здесь удалось познакомиться с местными обитателями - сивучами.

Как сказал капитан исследовательского дайв-бота ORCA:

«это одно из немногих мест в мире, где можно понаблюдать за ними с близкого расстояния и даже понырять в совместной компании».

Сивучи очень любопытны и с удивлением рассматривают своих новых гостей
Сивучи очень любопытны и с удивлением рассматривают своих новых гостей

Удивительные находки поджидали команду и в акватории бухты Тихирка. И это не случайно - именно здесь, в 1932 году затонул пароход «Юкагир», который следовав из Владивостока попал в сильный туман на Курилах и спустя 2 недели затонул.

Пароход "Юкагир" был построен в 1920 г. в Экорсе, штате Ми-чиган (США) для перевозки различных грузов и, первоначально носил имя «Lake Elmwood». В феврале 1929 г. судно вместе с еще тремя однотипными пароходами типа «Лейк» проекта 1074, было куплено Акционерным Камчатским обществом (АКО) для доставки на Камчатку продовольствия, снабжения промыслов, перевозки пассажиров и вывоза готовой рыбной продукции. Судно, получившее новое имя «Юкагир», имело грузоподъемность 3 100 т, длину 77,3 м, ширину 13,3 м и осадку 8,6 м.

Энергетическая установка судна состояла из поршневой паровой машины тройного расширения мощностью 1100 кВт, работавшей на слабо перегретом паре с давлением 1,4 МПа. Пар вырабатывался двумя оборотными трехтопочными огнетрубными котлами производительностью по 5 т/ч. Эта машина обеспечивала пароходу скорость хода 7—8 узлов.

В 1932 г. он потерпел крушение у мыса, разделяющего бухты Тихирка и Русская. Судно переломилось пополам. Носовая часть быстро затонула, а кормовая еще довольно длительное время находилась на плаву. Команда и пассажиры были спасены, прибывшими на помощь ледорезом «Литке» и пароходом «Давыдов». Среди уцелевших был и капитан «Юкагира», вскоре осужденный и расстрелянный за допущенную при счислении координат ошибку, приведшую к гибели судна.

Подготовив оборудование и вооружившись гидролокаторами бокового обзора, отправились исследовать местную акваторию.

Поиск затонувшего парохода "Юкагир"
Поиск затонувшего парохода "Юкагир"

Точное место известно не было, однако прибор показал массовое скопление обломков.

Место гибели парохода "Юкагир"
Место гибели парохода "Юкагир"

Погрузившись на глубину порядка 20 метров, мы своими глазами увидели обломки сильно разрушенного судна, которое даже невооружённым взглядом впечатляет своим размером.

Подготовка к погружению на место гибели парохода "Юкагир"
Подготовка к погружению на место гибели парохода "Юкагир"

В ходе погружения удалось детально рассмотреть и прикоснуться к бортам с иллюминаторами и бронзовыми задрайками, шпангоутам, большим кнехтам, фрагментам машинного отделения, якорной цепи.

На сушу удалось поднять несколько иллюминаторов и стекла от них. Такое состояние корабля обусловленно, в первую очередь, наличием по близости каменной гряды об которую его било штормами.

Стекло найденное на месте крушения парохода "Юкагир"
Стекло найденное на месте крушения парохода "Юкагир"

Увиденное на дне даёт возможность нам точно заключить, что здесь находится затонувший в 1932 году "Юкагир".

Предметы с затонувшего парохода "Юкагир"
Предметы с затонувшего парохода "Юкагир"

Не меньшее впечатление для тех, кто не мыслит жизни без погружений произвёл и подводный мир бухты Тихирки. Изобилие садов актиний, крабы, раки - отшельники, медузы, ламинарии, рыбы - лисички, морские звёзды, ежи - увидев такое вживую эмоции переполняют. Ну и конечно «фото на память» куда же без этого? Погружения в этом месте будут продолжены.

И несмотря на то что цель экспедиции выполнена координатор научно - исследовательского проекта 1XPEDITION Сергей Куликов отметил:

"Подводные работы в Тихом океане будут продолжены. И в место, где начинается Россия дайверы еще вернуться"!