Когда-то об этих машинах мечтали. Они украшали обложки журналов, а прохожие оглядывались им вслед. Но потом они пропали. И классные автомобили из 1990‑х сначала исчезли с дорог, а затем — и из памяти. Сегодня вспоминаем забытых героев вчерашних дней. Просто потому, что они этого заслуживают!
Peugeot 306 Cabrio (1994)
У этого «львёнка» много ипостасей. Сначала он был пятидверным хэтчем, но в итоге разросся до целого семейства: универсал, классический седан, трехдвёрка... Самым же ладным и желанным считался кабриолет с дизайном Pininfarina. Это один из последних серийных Peugeot, созданных итальянским кузовным ателье, и точно один из самых красивых за всю историю.
Peugeot 306 Cabrio сразу забрал титул «Лучшего кабриолета года». А ведь он не только отлично выглядел, но и очень прилично ехал. Обычный 306‑й считался едва ли не эталоном управляемости для своего времени, но и в варианте без крыши тоже умел доставлять водителю удовольствие, несмотря на потерю жёсткости кузова и лишний вес, которые считаются обязательными атрибутами кабриолетов. Особенно интересно эта машина ехала в варианте с двухлитровым 125-сильным мотором. Такой кабриолет пригодился бы и сейчас.
Ford Puma (1997)
Малышка «Пума» дарила азартным водителям массу позитивных эмоций, жаль только, что выпускалась она совсем недолго. По сути, этот карапуз представляет собой «подогретую» версию Ford Fiesta четвёртого поколения. Но стильная внешность в актуальном на тот момент фордовском стиле New Edge — далеко не всё, чем мог похвалиться этот автомобиль. Более жёсткий кузов, зажатая подвеска и 1,7-литровый мотор, созданный совместно со специалистами «Ямахи», превратили «Пуму» в один из лучших автомобилей эпохи по соотношению «цена/кайф от вождения».
В топ-версии Racing 1,7-литровая «четвёрка» с никасиловым покрытием цилиндров выдавала 155 л.с. и стреляла до сотни за 7,9 секунды. А в поворотах оставляла позади многие BMW. Увы, смена поколений «Фиесты» лишила «Пуму» важного донора органов, и производство этой малютки прекратили в 2001‑м — всего через четыре года после дебюта.
Opel Tigra (1994)
Они появились почти в одно время с фордовской «Пумой». Поэтому пару малышей часто называли «купе для мальчиков» и «купе для девочек». Спортивная «Пума» — это «М», а яркая и очаровательная «Тигра» — всё-таки «Ж».
В Рюссельсхайме не спорили и даже не пытались добавить огня ездовым качествам своего купе. Зачем? Оно и так продавалось очень неплохо. За семь лет по миру разлетелись почти 260 тысяч машин — отлично для нишевой двухдверки. Но если вы встретите Opel Tigra на дороге сегодня, то не забудьте сфотографировать. Возможно, такого шанса больше не представится.
Chrysler PT Cruiser (2000)
Какой современный автомобиль марки «Крайслер» может устроить переполох одним появлением на улицах? Верно — никакой. А в 2000‑м новенький PT Cruiser становился причиной заторов и ДТП: столь вызывающе и броско смотрелся ретрохэтчбек в стилистике 1930‑х, созданный лёгкой рукой дизайнера Брайана Несбитта.
К слову, сам Брайан через некоторое время перейдёт в General Motors и построит аналог «Пи-Ти-Крузера» уже там — Chevrolet HHR. Но вместо успеха странный Шеви лишь ещё раз докажет, что копия всегда хуже оригинала. Даже если автор в обоих случаях был один.
В техническом и драйверском плане PT Cruiser, если честно, вообще не впечатлял. Но и очаровательной внешности ему хватило для успеха — общий тираж модели превысил 1,35 миллиона экземпляров! И если вам вдруг интересно, то буквы PT в названии модели означают Plymouth Truck. Ведь изначально «Пи-Ти-Круизер» должен был стать частью линейки «Плимута».
Mitsubishi Galant (1996)
Многие зумеры могут не знать, но ещё недавно марка Mitsubishi, помимо внедорожников, пикапов и кроссоверов, выпускала седаны. И делала это очень хорошо! В середине 1990‑х Galant в кузове EA1 считался, пожалуй, самым эстетским и продвинутым японским седаном среднего класса. По объёму продаж он уступал одноклассникам марок Toyota и Honda, но в остальном легко затыкал «Камри» и «Аккорд» за пояс.
Дизайн «Галанта» — классика 1990-х. Идеальный микс спортивной агрессии и джентльменской сдержанности. Под капотом — линейка продвинутых моторов с регулируемыми фазами и турбонаддувом. В качестве опции — полный привод. И всё это под соусом олдскульного качества Made in Japan. Убойное сочетание, которое сработало бы даже сегодня!
Rover 75 (1998)
Признайтесь, вы уже и не помните времена, когда немцам из BMW принадлежал британский бренд Rover, не так ли? По сути, он шёл в нагрузку к Land Rover (да, мюнхенцы успели порулить и этим активом), но, к чести баварцев, они хотя бы попробовали вдохнуть в легковой «Ровер» спасительное второе дыхание. Называлось оно Rover 75.
Это был одновременно и один из лучших автомобилей в истории бренда, и едва ли не самый несчастливый. Сам по себе 75‑й получился прекрасным! Стильный седан (или универсал) с хорошо выдержанными ретроцитатами. Роскошный, по меркам среднего класса, салон, по качеству не уступающий ручному производству. И по-немецки отточенные ездовые повадки: даже переднеприводный Rover мюнхенские инженеры научили ехать вкусно!
Беда была в том, что сам Rover в конце 1990‑х считался неизлечимо больным. И одна классная модель не смогла изменить судьбу умирающего бренда. Поэтому уже после первой попытки реанимации в Мюнхене поняли: спасение английского пациента выходит слишком накладным. И продали Rover за номинальный 1 фунт стерлингов. Но свой след в наших сердцах 75‑й определённо оставил.
Honda Civic (1995)
Про самую удачную франшизу в истории Honda странно говорить в контексте «героя прошлого». Сивик появился на свет ещё в 1970‑х и с тех пор не покидает линейку бренда. Но, возможно, самый классный из всех вариантов выпускался именно в 1990‑х. И сегодня про него редко вспоминают.
Honda Civic шестого поколения — едва ли не последнее воплощение стильного и технологичного седана C‑класса. Тот Сивик бывал и хэтчбеком, но, на наш взгляд, именно в форм-факторе классической четырёхдверки предстал образчиком безупречного вкуса и хороших ездовых талантов.
Именно в этом поколении инженеры Honda впервые применили фирменную систему регулировки фаз VTEC, превратившую скромную городскую машинку почти в серийный слипер.
У седана с шильдиком 1.6 на крышке багажника под капотом могло быть и 115, и 160 лошадиных сил. Задолго до эпохи повсеместного турбонаддува это было круто и неожиданно. Нет счёта многолитровым премиальным седанам, позорно проигравшим светофорные дуэли этому забияке.
Lexus IS (1998)
Он появился в эпоху, когда Lexus уверенно мчался к абсолютному господству в премиальном сегменте. Сначала была завоёвана Америка! После революции, которую устроили в своих сегментах седаны LS и кроссоверы RX, казалось, любой следующей модели Lexus не избежать судьбы откровения и бестселлера.
И IS первого поколения — попытка закрепиться в среднеразмерном сегменте — выглядел максимально необычно. Поджарый, с восходящей поясной линией спорт-седан (а чуть позже и спортивный «сарай») со стильными рассеивателями задней оптики, он смотрелся как концепт-кар, оказавшийся на дорогах общего пользования. А приборка в стиле швейцарского хронографа — вообще шедевр!
IS200 ехал неплохо, а IS300 (с атмосферной рядной «шестёркой») — отлично! При этом по качеству изготовления седан утирал нос любому немецкому премиуму. И всё-таки что-то пошло не так. Европа, несмотря на все таланты Lexus IS, отвергла маленького и гордого самурая, а для Штатов он оказался слишком компактным. Это был первый блин в коллекции Lexus и, как мы теперь знаем, далеко не последний.
Renault Scenic RX4 (2000)
Непонятно, почему этот автомобиль так и не стал вселенским хитом. Ведь инженеры Renault за шесть лет до «Кашкая» предложили покупателям все его ингредиенты!
Достаточно просторная и удобная база компактвэна, увеличенный дорожный просвет, полноприводная трансмиссия. Что здесь не любить?! Возможно, RX4 выглядел не столь маскулинно, как «Кашкай», даже несмотря на чёрный защитный обвес. Но куда хуже, что сами французы так и не поняли, какое сокровище у них было в руках!
Поэтому полноприводный RX4 оснащался только мощными (по меркам Renault) моторами — топовый агрегат выдавал 140 лошадиных сил — и предлагался только в дорогих комплектациях. Окончательно машину добили проблемы с надёжностью трансмиссии. Он мог стать властелином мира, но ограничился скромным тиражом в 40 тысяч экземпляров.
Pontiac Trans Sport (1990)
Крушение минивэнов как самостоятельного вида — интересный повод для масштабного исследования. А фиаско «джиэмовской» троицы микроавтобусов — частная, но не менее интересная история. Трио Pontiac Trans Sport, Chevrolet Lumina APV и Oldsmobile Silhouette задумывались как мощный удар по хитовым минивэнам Chrysler. Но не получилось.
Футуристичный облик вэнов GM не понравился американским покупателям. Журналисты сравнивали «Транс Спорт», «Лумину» и «Силуэт» с НЛО, а простые клиенты видели в них скорее пылесосы на колёсах.
Не говоря уже о том, что возможностей базовой 3,1-литровой «шестёрки» мощностью 120 л.с. явно не хватало тяжёлому минивэну. Однако были у этих машин и интересные детали, из-за которых мы и включили их в наш список. Например, первая в своём роде сдвижная боковая дверь с электроприводом.