Найти тему
careerspace

Как научиться отказывать

Оглавление

Приступ паники каждый раз, когда хочется сказать «нет»? Понимаем, у многих с этим проблемы.

Зато сегодня вы узнаете, что отказывать нормально и как отказывать нормально. Вот прямо здесь, из этих карточек.

Почему страшно сказать «нет»

На то есть множество причин: мы боимся показаться агрессивными, обидеть человека, прослыть плохими сотрудниками и не только. Кто-то не отказывает людям из-за стремления контролировать все и вся.

Так или иначе, это большая психологическая проблема. Чаще всего она родом из детства: ребенка растили удобным, послушным и хорошим, от чего он страдает во взрослом возрасте.

Почему важно отказывать

Это нужно для соблюдения ваших личных границ, без которых невозможна ни комфортная жизнь, ни экологичное общение. Отвечая согласием на все просьбы и принуждения, мы отодвигаем на второй план наши собственные потребности. Исход известен: проблемы со здоровьем, депрессия и выгорание.

Так что помните: в отказах нет ничего плохого, это нормальная часть здоровой коммуникации. Адекватный человек не возненавидит вас за отказ.

-2

Заготовьте фразы

Соберите набор вежливых, но уверенных фраз, которые могут послужить универсальной формой отказа. Выберите те, что максимально комфортны для вас, и порепетируйте их. Вот наши примеры:

  • Я был бы рад помочь, но никак не могу отложить срочные дела
  • Прости, сейчас мне не очень удобно этим заниматься
  • Кажется, я пока не готов за это браться. Может, кто-то еще готов помочь?

Соберите аргументы

Не каждый отказ требует внушительной аргументации, и уж точно никакой отказ не должен звучать как оправдание. Но вам точно нужно подумать, почему вы отказываете: так будет проще для вас.

Возможно, у вас есть планы на то время, когда вас просят помочь. Или вы будете недоступны, или у вас много внеурочной работы. «Нет времени», «не хочу» или «я устал» — это тоже аргументы, не стесняйтесь их.

-3

Берите время на раздумье

Если вам сложно вот так сразу отказать, попросите время подумать. Установите примерный срок, к которому сможете дать ответ: это и вежливо, и избавит вас от тысячи сообщений в духе «ну чего ты там решил?».

Взвесьте в спокойной обстановке все «за» и «против», чтобы быть уверенным в своем решении. Или сочините несколько весомых аргументов, почему вы не можете этого сделать :)

Предложите альтернативу

Это необязательно, но если вы искренне хотели бы помочь человеку — хороший вариант. Например, пообещайте собеседнику узнать, нет ли среди ваших коллег или знакомых желающих выполнить его просьбу.

Но не обещайте того, чего не можете выполнить. Если на самом деле вы спрашивать ничего не собираетесь, то лучше просто откажите.

-4

Обозначьте границы заранее

Иногда одни и те же люди приходят к нам с одними и теми же просьбами. Мы знаем об этом заранее и ничего не хотим для них делать.

В таком случае заранее обговорите с «попрошайкой», почему вы вряд ли сможете ему помогать. Например, в ближайший год у вас ремонт, переезд, ребенок, собака, кружок макраме каждый день — никак не успею, извини.

Будьте настойчивы

Возможно, вас попытаются уломать, переубедить или разжалобить. Не ведитесь на это — иначе с вас не слезут, а все ваши аргументы обесценятся. Как и ваше время, желания и потребности.

Еще раз напомним, что здоровый человек нормально воспримет отказ с первого раза и найдет альтернативное решение (возможно, с вашей помощью). Все остальное — манипуляции, а манипуляции мы не любим ¯\_(ツ)_/¯

-5