Лето в самом разгаре: где-то жаркое-жаркое, где-то — с прохладой и дождями. Но мы все равно любим это яркое время года. А чтобы дополнить удовольствие от летних дней, предлагаем послушать подборку классических произведений и узнать, как воплощали лето в музыке Чайковский, Вивальди, Берлиоз и другие композиторы.
«Летний вечер», Золтан Кодай
Золтан Кодай — венгерский композитор 20-го века. Он известен своим этнографическим интересом к музыке: Золтан путешествовал по венгерским глубинкам и изучал народные мелодии.
Кодай обнаружил, что веселые чардаши — это далеко не все, что есть у венгерской музыки. Он копнул глубже и нашел экзотические жанры, ритмы и манеры, непривычные для ушей европейцев. Это отразилось в некоторых его работах.
Одну из первых работ, «Летний вечер», композитор написал в 1906 году. В те годы он как раз начал ездить по уголкам Венгрии и изучать особенности народной музыки. Композицию Золтан создал под впечатлением от поездки на Адриатическое море.
«Июнь», «Июль» и «Август» из цикла «Времена года», Петр Чайковский
«Времена года» — цикл для фортепиано, который Чайковский написал в 1875–1876 годах. Каждый месяц — отдельная мелодия, а вместе они составляют единое произведение.
«Июнь. Баркарола» начинается выразительно, глубоко, а затем настроение меняется — появляется легкая радость. Третья часть «Июня» — вновь спокойная и медленная: смена ритма как будто намекает на непостоянство летней погоды. Само слово «баркарола» означает песню лодочника в итальянской народной музыке.
Начало и конец части «Июль. Песня косаря» — ритмичные, широкие. А в середине — намек на русские народные инструменты. Вся мелодия напоминает песню, которую обычно напевали косари за работой.
Последняя летняя часть — «Август. Жатва» — рассказывает про одно из самых важных событий в жизни крестьян: сбор урожая. Музыка оживленная и энергичная — под нее так и хочется двигаться. Чайковский говорил: «Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж». Но, кажется, мелодией «Августа» ему это удалось.
«Летние ночи», Гектор Берлиоз
Французский композитор 19-го века Гектор Берлиоз начал работу над вокальным произведением «Летние ночи» еще в юности. Тогда он написал первую версию для голоса и фортепиано, а 10 лет спустя, в начале 1840-х годов, Берлиоз вернулся к этому творению и оркестровал цикл. В результате появился новый жанр — симфонические песни.
«Летние ночи» — это положенные на музыку стихотворения Теофиля Готье, французского писателя и поэта, современника Берлиоза. Особенность музыки в том, что в один момент мы слышим оперную арию, в другой — серенаду, а потом — баркаролу. По мнению критиков, в «Летних ночах» сочетаются пылкость, изысканность, таинственность и романтика.
«Летняя ночь на реке», Фредерик Дилиус
«Летняя ночь на реке» — часть цикла из двух пьес для оркестра. В этом произведении ощущается страсть, которую питал Фредерик к импрессионизму. Музыка — это впечатление композитора, его чувства. Кстати, жена Дилиуса Ёлка Розен была художницей: она не раз выставляла свои работы в «Салоне независимых», где многие импрессионисты начинали свой путь.
Интересна «Летняя ночь на реке» еще и тем, что написана во Франции, но по звучанию больше походит на английскую музыку. Этот интересный парадокс отсылает к личности самого Фредерика. Он считается британским композитором, но его род — нидерландский, а в Англию его семья переехала из Германии.
Для справки:
Послушать живое исполнение летних композиций можно в концертных залах страны. Например, в Московской консерватории, давним партнером которой выступает банк ВТБ в рамках программы «Культурная страна».