Наверное, в мире нет дворянской усадьбы, которая не обладала бы собственной страшной легендой. Мало, кто знает, что например Царицыно, когда-то именовалось Черная Грязь. А дворец усадьбы несколько столетий простоял недостроенным из-за того, что Екатерине II доложили, что на поляне за ним по ночам собираются ведьмы и колдуны. Несколько лет назад известный историк, собиратель древних легенд Андрей Синельников рассказал автору блога о самых загадочных историях связанных с двумя известными приусадебными парками столицы:
Д.С.: Андрей, Вы давно собираете уникальные этнографические предания и легенды о прошлом русской Земли. Наверняка в Вашей коллекции есть истории связанные с легендарными Московскими парками-усадьбами?
Безусловно, каждая Московская усадьба имеет свою, уникальную историю, полную тайн, легенд и если так можно сказать «скелетов в шкафу». Однако пальма первенства среди Московских парков по количеству мистических историй все же остается за Царицыно! О легендарном дереве, растущем в центре поляны прямо за дворцом вокруг которого собираются поклонники нечистой силы вы уже упомянули, но есть и иные крайне интересные предания, связанные с этим парком. Вот одно из них. Когда-то Царицыно действительно называлось Пустошь Черногрязская. Однако знаменитым это место стало благодаря, хорошо сохранившимся языческим курганам, датируемым еще временами вятичей. В те легендарные почти былинные времена и началась эта история. Правила тогда вятичами владычица Огда…
Д.С.: Может быть, княгиня?
Именно владычица! Князей в ту пору еще не было, они появились несколько позже. Характер у владычицы был покладистый, и ее терем всегда был полон гостей. И вот однажды в ее дверь постучались три странника преклонного возраста. Огда по русской традиции их приютила, напоила, накормила, и спать уложила. Гости, же проснувшись, одарили хозяйку дорогими подарками. Каждый из них, достал из своих заплечных мешков по ларцу и преподнес его гостеприимной хозяйке. Каждый из ларцов отличался от другого по размерам: маленький, средний, и третий огромный.
Д.С.: Прямо, как в сказке…
Действительно, но сказка, на Руси всегда именовалась былью, от слова быть. Когда владычица открыла первый ларец, в нем она обнаружила старинные свитки с письменами, во втором большой узорчатый серебряный крест, а в третьем, огромном ларце лежал – колокол!
Д.С.: Как хозяйка воспользовалась дарами?
Никак. Ни самой хозяйке, ни ее окружению подобные дары, были приятны, но не имели практического применения. Поэтому Огда, приказала дары спрятать в обратно в ларцы, а те закрыть в сундуки, как память о благодарных и странных гостях. Позднее некоторые жители этих мест говорили, что старцами были сам Андрей Первозванный и его ученики, которые шли через эти места на Валаам. Но как бы там, ни было свитки с письменами, и серебряный крест вернули ларцы, которые спрятали в огромных сундуках. А вот колокол настолько понравился владычице, что Огда приказала повесить его на березу недалеко от капища. Шло время. И вот однажды услышали вятичи набатный звон колокола, причем звонил колокол сам, без звонаря и ветра. Тихой ночью раскачивался он на ветви дерева и звонил. Не успели вятичи подивиться чуду, как напали на них утром разбойники. Поселение оказалось разграбленным, а племя Огды ушло искать себе новое место для жительства. Все свои богатства забрала с собой владычица, лишь странный колокол не смогла унести. Как не пытались снять его с березы, не давался он в руки. Так и остался висеть в пустоши…
Д.С.: На этом сказке конец?
Нет, как раз только начало! Прошли века. В 1682 году князь Голицын построил в этих местах церковь, и стала называться «Черная грязь» уже селом. Про колокол все давно забыли, как вдруг, как-то ночью раздался в лесу колокольный звон. Всю ночь бил в набат колокол, а наутро арестовали Голицыных по делу царевны Софьи, сослали на север, а имение отобрали в казну. Прошло еще какое-то время, и вновь завелись в лесу лютые разбойники. Никто не мог без поборов пройти сквозь рощу. И вдруг снова услышали селяне в лесу набатный звон, а утром оказалось, что посекли разбойников острыми саблями царевы люди. Лишь атаман со своей знойной любовницей цыганкой Земфирой сумел бежать. Только начали нагонять их стрельцы, как опустился на овраг туман, в котором прозвучал голос цыганки: «Не по нам звонил колокол, а по царю, Петру…» и растворились разбойники в роще. А к России уже двигались войска шведского короля.
Д.С.: Получается колокол, как в сказке у Пушкина про золотого петушка, предупреждает Русских властителей об опасности их отечеству?
Получается, что так, однако, использовать его пророчества с пользой для правителей не получалось. В 1775 году Екатерина вторая приказала построить здесь дворец. Стало село называться Царицыным. Только неудачи преследовали стройку. Поднял первый дворец великий Баженов, но царица приказала сломать его. Второй дворец строил Казаков, но так и не завершил. Говорят, что Екатерина, приехав посмотреть дворец, услышала звон колокола, а бойкая цыганка, невесть откуда появившаяся рядом шепотом рассказала ей сказ про этот колокол. И приказала царица остановить стройку, дабы не заглушать прорицание колокола. Смекнули цари, что лучше не будить лихо, и точно, каждый раз, когда тот или иной царь собирался достроить дворцовый комплекс в Царицыно, слышал звон колокола. Говорят, он звонил и по Александру Первому и по Николаю Первому.
Д.С.: Но это все дела минувших дней…
Не совсем, последний раз волшебный колокол слышали в роще 22 июня 1941 года…
Д.С.: Поучительная история, это единственная Московская усадьба – пророк.
Нет, есть в Москве еще одна усадьба, с не менее загадочной легендой. Это всем известное и любимое Останкино. Владел им в 1558 году боярин Сатин. Все у него ладилось и спорилось в хозяйстве, пока не решил он раскопать соседние поля, на которых высились небольшие холмы - курганы под посевы. Но накануне начала работ, явилась к нему старуха вещунья и говорит: «Не раскапывай поле, останки предков наших там, потому и называются окрестности Останкиным». Не послушал старушку боярин. А утром прискакали опричники Ивана Грозного и снесли боярину, его буйну голову. Поля же остались нетронутыми. Стало имение опричным, а владельцем стал некто Орн. Зажило Останкино веселой опричной жизнью, всюду костры, пиры, разврат… Но не давали покоя новому хозяину холмы – курганы на соседнем поле, все мерещились ему там древние сокровища. В итоге решил и он потревожить прах предков. И снова явилась старуха, прося не тревожить холмы, в случае не повиновения обещая проклясть весь род несговорчивого хозяина. Но ее вновь не послушали и прогнали…
Д.С.: И пророчество, конечно же, сбылось?
Разумеется! На другой день ограбили опричники купцов, да только не знали, что везут те в подарок Ивану Васильевичу заговоренный перстень. И так, тот перстень понравился Орну, что оставил он его себе, а когда узнал, чей подарок присвоил, то со страху подался в бега. Да только недалеко он убежал – утонул в болоте.
Д.С.: Но старуха, не колокол, ее жизнь не вечна…
Только если она не гостья из иного мира! Много хозяев меняло Останкино: Щелкалов, Черкасский, Андрей Кобыла никто не мог долго его в одних руках удержать, вываливалось как заговоренное. Пока, наконец, не стал его хозяином Николай Шереметьев, который построил знаменитый дворец. Дворец был из дерева, но выглядел, как каменный. Открыл он в нем театр. И вот как-то в театре сам собой появился портрет - «Молодой человек в голубом кафтане». А на мизинце у него тот самый заговоренный, утерянный Орном перстень Ивана Грозного. Театр же пользовался популярностью. Посетил его и Павел Первый. Как рассказывали впоследствии очевидцы, остановился император у портрета, стал внимательно смотреть на него. Как вдруг рядом с портретом буквально из воздуха появилась старуха. Шепнула она Павлу что-то в ухо и пропала, должно быть затерялась среди вельмож. Царь же продолжал как-то обреченно смотреть на портрет, а потом повернулся и сказал Шереметьеву: «Вот теперь я знаю, что буду убит…»
В ночь на 12 марта 1801 года в Михайловском замке он был убит заговорщиками. После этого портрет убрали в кладовую.
Д.С.: Прямо мистика, какая-то…
Несомненно. Но на этом история не закончилась. Вскоре Шереметьев женился на крепостной актрисе Прасковье Шереметевой, причем вопреки воле нового царя. И вот ночью гуляя по дворцу, молодая жена графа случайно забрела в чулан и увидела портрет. Рядом с портретом, сгорбившись, стояла какая-то старуха, которую новоиспеченная графиня приняла за служанку. Старуха же взяла ее за руку и говорит: «Не бойся девонька. Сегодня гонец привез тебе две пьесы. Там у тебя две роли. Одна белая, одна черная и обе покойницы. Не играй. Где две покойницы быть третьей. Но, не послушалась Прасковья, так хотела сыграть и в Гамлете и в Антонии и Клеопатре. Однако она так и не сыграла, ни Офелию, ни Клеопатру. Сгорела в одночасье и умерла в 35 лет.
Д.С.: В то время такие истории быстро разлетались по народу, неужели никто, так и не послушался предостережения старухи?
Отчего же, были и умные люди в то время. В 1812 году в Останкино встал на постой французский генерал Орнан. Все искал чего-то. Вдруг приехал к нему Наполеон. Зашел в галерею, подошел к портрету Молодого человека, глянул на перстень и приказал покидать Москву. Оранан хотел взять портрет с собой. Подошел к нему посмотреть, но вдруг из рамы ему погрозила пальцем сгорбленная старуха. Генерал испугался и уехал без портрета. В 1856 году заехал в гости к хозяину государь Александр Второй. На крыльце оступился. Но поддержала его старушечья рука. А в ухо шепот. Править тебе 25 лет, а погубит тебя безбожник. После неудачного взрыва Халтурина. Государь упокоился, не знал, что бомба все-таки найдет его в 1881 году.
Д.С.: А в наши годы старушка молчит?
Нет. Говорят, в 2000 году в ресторане Останкинской башни сидела за столиком старая дама в мехах и горестно вздыхала, потом подошла и ласково поцеловала девушку лифтершу. В пожаре башни погибли двое пожарник и лифтерша. Кстати портрета в запасниках и Останкинского музея, отчего-то нет….
Д.С.: Спасибо!