Если провести опрос среди обычных людей, кто из живописцев рисовал балерин, многие назовут имя Эдгара Дега. 19 июля его день рождения, давайте вспомним этого необычного художника.
Эдгар родился в обеспеченной семье управляющего отделением крупного банка. Поэтому его творчество не зависело от продажи картин, он мог себе позволить долго работать над ними, достигая совершенства. Дега был перфекционист, который стремился выразить в картине абсолютную гармонию. Его друзья в шутку замечали, что прекратить работу над картиной Дега можно только отобрав ее.
Перфекционизм Дега имел и оборотную сторону, множество его картин осталось незаконченными.
Дега считается импрессионистом, хотя он сам отвергал термин «импрессионизм», некоторые принципы такого творчества, и дистанцировался от общества импрессионистов к концу жизни.
Интересно, что весомым именем в мире искусства Дега стал из-за финансовых неурядиц в семье, которые вынудили его все-таки начать продавать свои картины и участвовать в выставках.
Но вернемся к изображению балета, почему эти картины вызывали такое восхищение современников? До Дега подобные изображения брали в фокус самого человека.
Принцип Дега был иным, как он сам сформулировал:
«Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение»
Или впечатления его современника, писателя Эдмона де Гонкура:
«После множества попыток, опытов, прощупываний во всех направлениях он влюбился во все современное, а в этой современности остановил свой взгляд на прачках и танцовщицах. В сущности выбор не так уж плох. Все – белое и розовое; женское тело в батисте и газе – самый очаровательный повод для применения светлых и нежных тонов…»
Интересно, что первые пятнадцать лет все эти картины театральной жизни появлялись в мастерской художника, по сути, являясь фантазией. И только потом директор Парижской оперы разрешил ему работать за кулисами. И наверное, Дега – первый художник, который показал, какой тяжелый труд стоит за эфемерной легкостью балерины на сцене.
У Дега, из-за особенностей его характера, было противоречивое желание «стать знаменитым и неизвестным», и к концу 80-х годов он его осуществил. Он практически не участвовал в выставках, а его картины продавались за большие деньги через нескольких агентов, и на них был хороший спрос.
Дега был еще и экспериментатором. Например, рисовать пастелью легко и быстро, можно делать цвет более или менее насыщенным. Но есть и минус, она осыпается, а если ее закреплять, то меняет цвет. Дега ее закреплял паром, разводил водой, а в позднем периоде творчества изобрел способ приблизить масло по характеристикам к пастели, и писал маслом в технике пастели.
Дега следил за последними открытиями в мире науки, и использовал их. Например, для выставок картины художников размещали в комнатах со стенами, окрашенными в такие тона, воздействие которых дополняло картины. Учитывалось и освещение газовыми лампами, чему способствовали открытия в оптической физике. Дега сам проектировал цвет и очертания рам для своих картин, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его».
Попытки Дега ухватить движение сделали из него еще и скульптора и фотографа. Но при жизни на выставку попала его единственная скульптура: «Маленькая танцовщица». Тогда она вызвала жесткую критику, что возможно, стало причиной того, что другие его скульптуры не выставлялись.
Под конец жизни художник стал терять зрение, и это отразилось на его картинах, изменились цвета и линии.
У Дега не было учеников, но такие художники, как Поль Гоген, Жорж Сера, Анри Тулуз-Лотрек, считают, что Дега оказал влияние на их творчество.