Найти тему
Николай Цискаридзе

Эдгар Дега: Балерины всегда были для меня лишь предлогом

Если провести опрос среди обычных людей, кто из живописцев рисовал балерин, многие назовут имя Эдгара Дега. 19 июля его день рождения, давайте вспомним этого необычного художника.

Эдгар родился в обеспеченной семье управляющего отделением крупного банка. Поэтому его творчество не зависело от продажи картин, он мог себе позволить долго работать над ними, достигая совершенства. Дега был перфекционист, который стремился выразить в картине абсолютную гармонию. Его друзья в шутку замечали, что прекратить работу над картиной Дега можно только отобрав ее.

Перфекционизм Дега имел и оборотную сторону, множество его картин осталось незаконченными.

-2

Дега считается импрессионистом, хотя он сам отвергал термин «импрессионизм», некоторые принципы такого творчества, и дистанцировался от общества импрессионистов к концу жизни.

Интересно, что весомым именем в мире искусства Дега стал из-за финансовых неурядиц в семье, которые вынудили его все-таки начать продавать свои картины и участвовать в выставках.

Но вернемся к изображению балета, почему эти картины вызывали такое восхищение современников? До Дега подобные изображения брали в фокус самого человека.

-3

Принцип Дега был иным, как он сам сформулировал:

«Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение»

Или впечатления его современника, писателя Эдмона де Гонкура:

«После множества попыток, опытов, прощупываний во всех направлениях он влюбился во все современное, а в этой современности остановил свой взгляд на прачках и танцовщицах. В сущности выбор не так уж плох. Все – белое и розовое; женское тело в батисте и газе – самый очаровательный повод для применения светлых и нежных тонов…»

Интересно, что первые пятнадцать лет все эти картины театральной жизни появлялись в мастерской художника, по сути, являясь фантазией. И только потом директор Парижской оперы разрешил ему работать за кулисами. И наверное, Дега – первый художник, который показал, какой тяжелый труд стоит за эфемерной легкостью балерины на сцене.

-4

У Дега, из-за особенностей его характера, было противоречивое желание «стать знаменитым и неизвестным», и к концу 80-х годов он его осуществил. Он практически не участвовал в выставках, а его картины продавались за большие деньги через нескольких агентов, и на них был хороший спрос.

Дега был еще и экспериментатором. Например, рисовать пастелью легко и быстро, можно делать цвет более или менее насыщенным. Но есть и минус, она осыпается, а если ее закреплять, то меняет цвет. Дега ее закреплял паром, разводил водой, а в позднем периоде творчества изобрел способ приблизить масло по характеристикам к пастели, и писал маслом в технике пастели.

-5

Дега следил за последними открытиями в мире науки, и использовал их. Например, для выставок картины художников размещали в комнатах со стенами, окрашенными в такие тона, воздействие которых дополняло картины. Учитывалось и освещение газовыми лампами, чему способствовали открытия в оптической физике. Дега сам проектировал цвет и очертания рам для своих картин, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его».

Попытки Дега ухватить движение сделали из него еще и скульптора и фотографа. Но при жизни на выставку попала его единственная скульптура: «Маленькая танцовщица». Тогда она вызвала жесткую критику, что возможно, стало причиной того, что другие его скульптуры не выставлялись.

-6

Под конец жизни художник стал терять зрение, и это отразилось на его картинах, изменились цвета и линии.

У Дега не было учеников, но такие художники, как Поль Гоген, Жорж Сера, Анри Тулуз-Лотрек, считают, что Дега оказал влияние на их творчество.

Николай Цискаридзе