Найти тему

"Северный поток-2" начинает вторую жизнь, на этот раз на политической арене

При нынешнем состоянии энергетического рынка даже эксплуатация "Северного потока-2" не восполнит возникший дефицит топлива. Об этом заявил президент России во время встречи с канцлером Германии Олафом Шольцем. По словам Путина, половина мощностей трубопровода уже переведена на российский рынок, а немецкие регуляторы отстают.

Мы создали еще один маршрут - "Северный поток 2". Его давно можно запустить. Но это не происходит. Но и тут есть свои проблемы. Путин озвучил представителям СМИ в Иране: "Мы обсуждали эту тему с Шольцем, и я тоже поднимал этот вопрос. - Я сказал, что "Газпром" реализовал проект и обеспечил его работу, и пора что-то с этим делать. Его работа не может оставаться в неопределенности вечно.

Ответ был таков: "Сейчас есть другие вопросы, более важные, сейчас трудно заниматься этим вопросом, что это не то место, где его нужно решать"…

"Но в то же время мы должны были предупредить их, что одну вторую инфраструктуры, предназначенной для "Северного потока-2", мы заберем для внутреннего использования и переработки. У нас был разговор на эту тему по просьбе "Газпрома", и "Газпром" уже сделал это. Так что даже если бы мы завтра запустили "Северный поток-2", это была бы ровно половина, а не 55 миллионов кубометров в год. Такова ситуация с поставками".

Еще до СВО в Украине в Европе высказывались опасения по поводу планов России реализовать новый проект по поставкам газа в Китай.

В то время существовали сомнения, что российская сырьевая база не покроет всех потребителей, а строительство СП2 должно было обеспечить относительно дешевые и стабильные поставки в Германию и Европу в целом на фоне отказа от угольной энергетики и растущего промышленного спроса на газ. Как вы знаете, в дело вмешалась политика. Сегодня решение ЕС выглядит не как ошибка, а скорее как преступление.

Регулярные поставки газа предназначены для заполнения газовых хранилищ в периоды низкого спроса и дальнейшего использования в периоды пиковых нагрузок. Поэтому временные или долгосрочные перебои в поставках могут нарушить графики заполнения и восстановления хранилищ, что приведет к реальному, а не мнимому дефициту поставок.

Даже если это не энергетический кризис, нынешняя ситуация уже является форс-мажором для немецкой химической промышленности. Цены на газ, которые в пять-шесть раз выше, чем несколько лет назад, делают компании менее конкурентоспособными. Добавьте к этому рост цен на коммунальные услуги, и общий вред для экономики становится колоссальным.

Кроме того, в случае перебоев или нехватки поставок может возникнуть дефицит газа, необходимого для поддержания отопления и промышленного производства. В результате меры по контролю за потреблением будут поставлены под сомнение. Чем больше сохраняется положение дефицита поставок, тем больше усилий потребуется для ее преодоления.

В настоящее время маловероятно, что ЕС захочет срочно включить СП2 в свою схему газоснабжения. С политической точки зрения, это было бы признанием провала. Поэтому при выборе между экономическим кризисом и последним, власти выберут последнее. Если энергетический коллапс потребует пробного запуска СП2, он не будет немедленным.

Потребуется время, чтобы протестировать и довести до ума главную дорогу. Есть также тот факт, что после многолетней задержки "Газпром" теперь использует сырьевые возможности СП2 для обеспечения внутренних потребностей.