Найти тему

Как доставлять блюда клиентам: своими силами или через агрегатора

Оглавление

Ирина решила запустить услугу доставки в своем ресторане домашней кухни. Цель — расширить аудиторию, получая больше заказов через интернет. Ирина узнала условия агрегаторов и решила подключиться к Яндекс.Еде и Delivery Club. Читайте, на что обратить внимание владельцу ресторана при работе с агрегаторами и стоит ли развивать собственную доставку.

Агрегатор или своя доставка блюд? Плюсы и минусы

Два основных агрегатора доставки еды в России — Яндекс.Еда и Delivery Club. Если хотите доставлять самостоятельно, можно найти курьеров-фрилансеров или нанять курьера в штат. А еще можно принимать заказы через Яндекс.Еду, а доставлять через Яндекс.Такси.

Перечислим плюсы и минусы, которые помогут решить, что выгоднее для вашего заведения: подключиться к агрегатору или доставлять своими силами.

Доставка через агрегатора

Плюсы:

  • Агрегатор сам занимается рекламой.
  • Не нужно заниматься логистикой и курьерами.
  • Для старта не нужны вложения.

Минусы:

  • Из-за комиссии ощутимо снижается маржинальность бизнеса.
  • «Неравное» соседство с конкурентами на одной площадке.
  • Клиенты в интернете находят не ваше заведение, а агрегатора.
  • Нет данных о клиенте, сложно влиять на его лояльность.
  • Невозможно влиять на скорость доставки и качество курьерского сервиса.
  • Агрегаторы работают не во всех городах.

Своя доставка

Плюсы:

  • Есть контакты клиентов, а значит, можно влиять на их лояльность.
  • Уровень сервиса — в собственных руках.

Минусы:

  • Нужны время и средства на запуск онлайн-витрины.
  • Логистика, курьеры и оплата их работы — на собственных плечах.
  • Сам работаешь над привлечением клиентов с помощью рекламы и соцсетей.
Работа с агрегаторами доставки подходит для быстрого старта продаж через интернет. А когда доставляете своими силами, работаете только на себя и на долгосрочную перспективу бизнеса.

За чей счет «банкет»

Агрегаторы берут комиссию с каждого заказа. Она составляет 20–35 % от стоимости заказа. То есть примерно треть выручки с каждого заказа заведение общепита отдает агрегатору.

Если работаете через агрегатор, но доставляете своими курьерами, комиссия составит 20–25 % от суммы заказа.

Что видит клиент и кто он

На сайтах агрегаторов как правило ищут блюда, а не заведения. Скажем, человек хочет заказать сладкий пирог, интернет-площадка предложит ему пироги всех кафе, ресторанов и пекарен. Заведение Ирины легко терялось в этом разнообразии и не могло конкурировать с теми, кто предлагал цены ниже.

Особенно несправедливым казалось то, что Ирина ничего не могла узнать о людях, которые заказывают ее блюда.

Контакты, возраст, предпочтения — хотелось иметь эту информацию, чтобы развивать лояльность. Например, менять ассортимент под целевую аудиторию или предлагать бонусы к семейным событиям.

Ирину огорчил негативный отзыв в интернете. Клиент жаловался на грубость курьера и помятый торт. Заказчик обвинял ресторан, хотя Ирина была ни при чем, доставку-то организовал агрегатор.

На что обратить внимание, если хотите доставлять самостоятельно

Учтите затраты на логистику, зарплаты курьеров или оплату курьерской службы, на продвижение и рекламу вашего ресторана, техподдержку сайта. Если у вас в штате свой курьер, у него с собой должна быть онлайн-касса и термосумка — это еще две статьи расходов.

Своя служба доставки больше подходит заведениям, у которых есть несколько филиалов. Если у вас одна точка — дешевле пользоваться услугами подрядчиков.

Работайте с агрегаторами, если хотите, чтобы заведение узнало как можно больше людей за короткий срок. По мере расширения бизнеса пробуйте внедрять собственную доставку.

В некоторых городах агрегаторы доставки не работают. В таком случае остается пользоваться услугами фрилансеров или курьерских служб и прямо на старте развивать свою доставку.

Совет эксперта: с чего начать и как развивать доставку

Вот как следует построить бизнес-процесс:

  1. Начните с работы с агрегаторами, чтобы посмотреть, много ли будет заказов, как хорошо вы справляетесь с упаковкой и прочее. Меню на доставку часто отличается от меню в заведении. Не все блюда можно доставлять — в процессе перевозки некоторые теряют товарный вид, или бывает, что блюдо сложно упаковывать. Работать с агрегаторами проще, чем сразу доставлять самостоятельно, и в процессе вы поймете, что улучшить.
  2. Если меню подходит для доставки и заказов много — развивайте соцсети, принимайте заказы там или по телефону. Постепенно переходите на доставку Яндекс.Go или курьером-фрилансером.
  3. Когда нагрузки будет хватать на своего курьера — запустите свой сайт, где будете принимать онлайн-заказы, и наймите в штат курьера.
  4. С развитием ресторана вы сможете полностью отказаться от работы с агрегаторами, оставить только свои каналы привлечения и свою доставку.