Вчера мы говорили кратко об уме и его подразделения на верные и неверные состояния, а сегодня мы будем говорить об объектах. Что же такое объект?
Объект - это то, что воспринимается умом. В Цеме слово “объект” имеет синонимы: “познаваемое”, “явление” (в смысле “феномен”), “постигаемое”, “существующее”. Смысл у этих пяти слов один и тот же, т.е. это просто разные слова, относящиеся к одному и тому же. Почему же они тогда называются разными именами, если это одно и то же? Потому что характеризуют объект с немного разных сторон, показывают различные свойства объекта.
Познаваемое - это подходящее для того, чтобы стать объектом ума.”. На английском это звучит как “объект знания” (object of knowlege).
Постигаемое - это то, что понимается верным познанием. А верного познания (цемы), как вы уже знаете есть два вида: прямое и дедуктивное. И всё, что постигается этими двумя видами верного познания, включается в “постигаемое”.
Когда же хотят обратить внимание на то, какой сущностью обладает та или иная вещь, то говорят о “явлении”. На английском это звучит как “объект постижения” (object of comprehention).
Определение - Явление - это то, что имеет свою собственную сущность.
Ведь стол обладает природой стола, человек природой человека. Всё это - отдельные вещи являющиеся объектами ума.
Определение - Существующее - это то, на что направлено верное состояние ума.
Тибетцы в формальном виде выражают это так:
если что-то - объект, то оно должно быть познаваемое, если что-то познаваемое, то оно должно быть объектом.
Вот такие взаимные отношения приводят к тому, что все эти термины являются синонимами.
И еще раз хочется подчеркнуть, что объект ума можно называть этими пятью различными названиями. В сущности они являются одним и тем же, просто показывая различные качества и функции одного и того же.
Точно так же, если человек лечит других, то его называют “доктор”, а если он же ещё практикует Дхарму, то его ещё называют “практикующим”. Различные названия, которые даются ему в соответствии с тем, какие функции он выполняет, относятся к одному и тому же человеку.
И вот у каждого из этих пяти вышеупомянутых вещей (“объект”, “познаваемое”, “постигаемое”, “явление”, “существующее”) есть подразделение на два.
А теперь мы рассмотрим один за другим их классификации.
Всё познаваемое - делится на две группы:
1. Постоянное
2. Непостоянное .
Постоянное - это то, что не изменяется от момента к моменту. Если то познаваемое, которое является уму постоянное, то оно не изменяется момент за моментом, как например, пространство.
Непостоянное - это то, что изменяется момент за моментом. Сюда относится всё, что воспринимается “сознаниями пяти органов чувств”, а также неконцептуальным “ментальным сознанием”.
Момент - это очень малый промежуток времени, такой, что возникнув, он сразу же исчезает. То есть промежуток времени настолько мал, что не успев возникнуть, он уже исчезает.
Моменты бывают двух видов: грубые и тонкие моменты, в смысле большие и маленькие, связанные соответственно, с грубым и тонким видами непостоянства.
Грубые моменты - могут быть восприняты прямым познаванием. Например, когда ударяет молния, вы успеваете её воспринять, увидеть, понять - это грубый момент. И вообще, когда вы видите, как что-то изменяется - это грубый момент. Другой пример - грубый момент непостоянства чашки - это когда вы видете, как она разбивается у вас на глазах.
А второй вид непостоянства, связанный с тонким видом моментов, это непостоянство тех вещей, которое мы не можем увидеть прямым восприятием, существование которых можем лишь понять посредством логических размышлений. Например, стол. Нам он кажется постоянным, но в обще мы знаем, что вследствие того, что это вещь составленная из частей и частиц, он постоянно меняется, в нём постоянно происходит что-то новое.
При тонком виде непостоянства, разумеется, все частички стола всё время движутся, разрушаются, возникают и т.д., но мы воспринимаем его как “поток”, в смысле поток во времени, поток моментов стола. Для нас же он всё время стол, он кажется нам постоянным. Поток его пока не разрушается, сохраняется. Когда разбивается чашка, то говорится, что разрушился поток чашки, чашка кончилась. Она была сделана, скажем, год назад до этого момента, и в момент разрушения поток чашки кончился.
Другой пример - человек. Когда он рождается и вплоть до его смерти он всё время изменяется. Он родился и уже в следующий момент тот человек, который родился, исчез и возник новый и т.д. Так момент за моментом он исчезает и возникает, возникает и исчезает. Но поток человека, данной личности, остаётся тем же самым от рождения до смерти. И только во время смерти поток этого человека пресекается, он умирает.
Но несмотря на то, что объект, в данном случае человек, меняется момент за моментом, постоянно исчезает старый и возникает новый, наш ум воспринимает его, как что-то постоянное, как одного и того же человека, и мы говорим: ”Это Карма Чё Чог”. Наш ум всё время думает, что тот Карма Чё Чог, который был вчера, есть сегодня и будет завтра - это всё одно и то же, не смотря на то, что при логическом исследовании ничего постоянного найти не удаётся.
…………………………………………………………………………………………………………………………………….
В: А как на счёт времени...?
О: О времени - это сложный вопрос, но однако сейчас скажем, что время является непостоянным. В буддизме есть много школ и сейчас мы не будем вдаваться ни в их названия, ни в их взгляды, мы будем говорить о них позже. Школы не в том смысле, что это разные линии, но школы в смысле уровня взглядов, разных взглядов. И у каждой из них свои представления о времени.
В: А пространство?
О: На самом деле пространство - это только имя, которое возникает в нашем уме. Где оно? Про него нельзя сказать, что оно одно или что пространства два. На самом деле это просто отсутствие... Давайте займёмся этим позже.
…………………………………………………………………………………………………………………………
Все объекты делятся на две группы:
- обобщённые объекты
- конкретные объекты .
Другим вариантом перевода этих терминов будет: “идея” для “обобщённого объекта” и “самосуществующий объект” для “конкретного объекта”.
Для соотнесения этой классификации с предыдущей можно сказать, что все обобщённые объекты постоянны, а все конкретные объекты - непостоянны.
Зачем же тогда так много разных терминов, если относится они к одному и тому же? Опять-таки, на основе того, что эти термины, относясь к одному и тому же, подчёркивают разные его свойства. На основе выполняемых данным явлением функций оно иногда называются “постоянным”, иногда - “обобщённым объектом”.
Конкретный объект - это то, что существует на основе своих собственных определяющих характеристик.
Само по себе, не зависимо ни от чего другого. Под “независимо” - имеется в виду главным образом независимо от нашего ума, его воспринимающего.
Обобщённый объект - это лишь возникающее в уме имя.
Явления воспринимаемые концептуальными состояниями ума - всегда только “обобщённые объекты”, а не “конкретные объекты”.
Например - “человек” является только обобщённым объектом, идеей, только именем.
Понятие “человек”- не является человеком, он “постоянное”, т.к. не меняется момент за моментом. У конкретного человека есть своя родина, есть папа, мама, есть дата рождения и всё остальное. У понятия “человек” нет ни конкретной родины, ни родителей, ничего.
“Человек” - это некая постоянная идея, обобщённый объект.
…………………………………………………………………………………………………………………………
В: Но эта идея меняется со временем. То, что вкладывалось в это слово 400 лет назад и теперь - разные вещи.
О: Здесь имеется в виду просто название “человек”. Потому что когда вы говорите “человек”, имеется в виду просто имя “человек”, слово “человек”, оно было и тогда и сейчас. Другое дело то, что в него вкладывается, но само имя - это нечто постоянное, как его 400 лет назад называли “человек”, так и сейчас называют. Оно не меняется от момента к моменту.
………………………………………………………………………………………………………………………
Примером будет, если мы здесь сидим и думаем о Москве, то возникающие у нас идеи о Москве являются обобщённым объектом.
Почему говорится, что это идея, что это нечто непостоянное, несуществующее? Потому что, когда мы думаем сейчас, сидя здесь, о Москве, то при этом не возникает никакой Москвы отличной от нашего ума. Если бы она была отлична от нашего ума, то наш мозг и наш ум также бы делился на две части. Вследствие того, что мы, заблуждаясь, смешиваем имя “Москва” и реальный город - Москва, и возникают идеи о Москве.
Еще пример - Мы видим магнитофон в первый момент, непосредственно, прямо его видим.
Во второй момент у нас возникает идея, что это магнитофон. Разумеется, магнитофон, этот конкретный объект, состоящий из частиц, не может войти к нам в мозг, к нам в ум.
То, что возникает как объект концептуального сознания - это, на самом деле не магнитофон.
В уме, при этом, нельзя найти никакого магнитофона.
Если бы тот магнитофон, который возникает в нашем концептуальном сознании, действительно являлся бы магнитофоном, то после того, как мы подумали бы: ”Магнитофон”, и вышли из комнаты, в этом мире стало бы два магнитофона. Поэтому и говорится, что в уме возникает только имя.
Или такой пример, допустим, кто-то умер год назад, его нет в этом мире, но на основании наших привычных тенденций и его имени, он как обобщённый объект возникает у нас в уме.
У самой этой идеи нет ни возникновения, ни исчезновения, она неизменна, потому что это не настоящий человек.
…………………………………………………………………………………………………………………………
В: Почему у идеи нет ни возникновения ни исчезновения?
О: Есть ли у идеи рождение и смерть?
Поскольку идея не является объектом существующим отдельно от ума, то нельзя говорить о её возникновении и исчезновении.
В: Но идеи возникающие у нас в уме всё время меняются.
О: Меняются не идеи, а состояния ума. Ум - это конкретный объект появляющийся и исчезающий момент за моментом.
В: Откуда мы знаем, что ум - это конкретный объект?
О: Это устанавливается дедуктивным верным познанием. Как? Логически исследуя человеческое тело, мозг, вы приходите к выводам, что есть нечто отдельное от всего этого, называемое “ум”, и что оно существует момент за моментом, то есть является конкретным объектом. Но пока мы ещё не изучали дедуктивное верное познание, нам будет трудно понять все эти рассуждения и доказательства.
В: Но данное исследование является некорректным, так как сама дедукция проводится исследуемым же умом.
О: В данном случае мы исследуем наличие ума у других людей. Ум конечно, нельзя увидеть глазами, или унюхать, потрогать, но логически исследуя другого человека, можно увидеть, что у него есть ум. Здесь речь не идёт о доказательстве существования собственного ума.