До сих пор я неоднократно публиковал в настоящем блоге письма, полученные мной от политзаключённого Ильи Романова (а переписку мы с ним поддерживаем уже более шести лет, ещё со времён его 10-летнего заключения на Украине), но ни разу не публиковал здесь адресованные ему собственные письма. Однако, по предложению Ильи, решил отступить от этого правила — см ниже.
1. О "периодической системе исторических элементов"
(письмо автора блога — Илье Романову)
"Мне понравилась Ваша мысль из одного из писем: "Я полагаю, что в нашу эпоху идеология должна вырабатываться коллективными усилиями, а для этого лучше всего подходит непринуждённый эпистолярный жанр. К подобной "переписке Энгельса с Каутским" (которую норовил бросить в печку негодяй-профессор), благодаря Интернету, могут присоединяться и другие участники дискуссии. В споре появится истина." (Хотя, насчёт истины — это оптимистически сказано, конечно...) Впрочем, Вы ещё раньше высказывали ту же самую или близкую мысль, в 2012 году, на следующий день после освобождения из украинской тюрьмы:
"Хотят подменить идею классовой борьбы другой теорией — что история определяется не классовой борьбой, а доброй или злой волей правителей — что, допустим, Путин — это правитель более-менее доброй воли, а Ельцин был злой воли, Сталин был правитель прекрасной вообще воли, — нет, это не так. Это внедряется ложная теория, ложное учение, всё равно в основе всего всегда лежит классовая борьба, борьба угнетённых за своё достоинство, за свои права, в том числе права владеть тем, что человечество создало и произвело... Вот в принципе это некоторые основы, которых я придерживаюсь в своих взглядах, но сказать, что это законченная система, я не могу, я считаю, идеология современного этапа — она ещё должна быть выработана, сейчас её нет, её предстоит выработать. И она выработана должна быть не теоретиками какими-то, не мыслителями, как это раньше было — Вольтер, Жан-Жак Руссо, такие отдельно взятые умные головы, — а сейчас каждый должен. Мы живём в эпоху информационной революции, почти у всех компьютер есть, и каждый должен, я бы сказал, обязан даже внести вклад свой в выработку революционной идеологии новой. Это обязанность каждого, кто себя человеком считает с человеческим достоинством, свою лепту внести в выработку, в том числе, и идеологии."
С этими мыслями я вполне согласен. Согласен и с тем, что сейчас пытаются совершить шаг назад от теории классовой борьбы к теории деяний "великих людей" типа Наполеона, Карла Великого или Александра Македонского. Эти "великие люди" непонятно откуда берутся, всех в два счёта побеждают своими былинными богатырскими качествами и, мол, творят историю по своей прихоти, капризу и разумению, как им заблагорассудится. Такие теории господствовали в исторической науке вплоть до XVIII века включительно. Согласен и с тем, что этому надо по мере сил противодействовать... И предложенный Вами непринуждённый эпистолярный жанр вполне для этого подходит.
Но с чего начать? Вы написали: "Каким образом Дмитрий Иванович Менделеев открыл свою периодическую таблицу? Некоторые наивные граждане полагают, что она приснилась ему во сне (ссылаясь на его же собственные слова). Но Менделеев при этом говорил: те, кто так думают — не берут во внимание, что я до этого 15 лет таскал в карманах пачку карточек, заведённых мной на каждый известный элемент, на которых записывал их свойства, и пытался складывать эти карточки так и эдак. Таким образом, им были открыты группы элементов, представляющие собой вертикальные ряды его таблицы: щелочные металлы, галогены, инертные газы, и тому подобное. В вертикальных рядах их объединяют общие схожие свойства... А вот если попробовать завести такие же карточки на эпохи (времена правлений) тех или иных земных властителей, и попытаться так же выделить группы на основании общих свойств?"
Ну что ж, воспользуемся научным опытом Дмитрия Ивановича, хоть он и был в политике ярым реакционером. :) Он действительно говорил: "Я над ней (периодической системой), может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг: готово". Но задолго до Менделеева Берцелиус разделил все элементы на "металлы" и "неметаллы". Периодическому закону предшествовали на добрых сорок лет "триады Дёберейнера" (1829 год) — то есть тройки элементов вроде литий-натрий-калий, хлор-бром-йод.
Потом был "закон октав" — уже из семи элементов — химика и музыканта Джона Ньюлендса.
В своём законе Ньюлендс утверждал: "восьмой элемент является своего рода повторением первого, подобно восьмой ноте октавы в музыке". Ньюлендс настойчиво пытался внедрить в химию мистические идеи музыкальной гармонии, что вызвало неприятие у других учёных. (Возможно, из-за этого налёта мистики он и не добился признания своего открытия. Когда Ньюлендс делал доклад о нём, то один из научных оппонентов язвительно спросил: не пробовал ли докладчик располагать элементы в алфавитном порядке и не обнаружил ли при этом каких-либо закономерностей? :)
(Кстати, позднее монах Грегор Мендель в своей области тоже "погорел", возможно, по тем же причинам — ведь в его законе многократно повторяется соотношение "три к одному", и учёные заподозрили духовное лицо в намерении тихой сапой протащить в биологию что-то вроде догмата Пресвятой Троицы). И только потом, после триад и октав, последовало открытие Менделеева.
В предыдущих письмах Вы довольно убедительно и успешно составляли двойки и "триады" исторических деятелей разных эпох и обнаруживали несомненное и часто поразительное сходство их "химических", а точнее, исторических свойств. Это что-то вроде "триад Дёберейнера": когда элементы сцеплялись в триады, но общая картина не выстраивалась (до неё тогда было ещё сорок лет!). Вот и у нас с Вами примерно так: триады есть, можно при желании, наверное, и октавы подобрать, но нам-то нужен, ни много ни мало, как полноценный периодический закон и периодическая система исторических элементов! :)
Ну хорошо, а что же помогло в своё время Дмитрию Ивановичу? Какое ключевое звено, пользуясь выражением В. И. Ульянова, он ухватил, чтобы вытянуть всю цепочку? Звена было два, и сейчас их знает каждый школьник: во-первых, сходство химических свойств элементов, во-вторых, их атомный вес. Его работа так и называлась: "Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве". Суть его открытия, как известно, заключалась в том, что свойства химических элементов меняются по мере возрастания их атомного веса не монотонно, а периодически.
Примерно то же самое мы видим и в историческом процессе. Замечательную арабскую пословицу о том, что каждая династия состоит из основателя, продолжателя, подражателя и разрушителя, мы уже с Вами обсуждали. Это периодичность, так сказать, в чистом (хотя и изрядно упрощённом) виде. Та же периодичность наблюдалась и в советской истории, хотя там о фамильном родстве между генсеками речи и не шло (Ленин и Троцкий — основатели, Сталин — продолжатель, Хрущёв и Брежнев — подражатели, Горбачёв — разрушитель). Но осталось найти "атомный вес", с изменением которого основатель государства неумолимо сменяется продолжателем, продолжатель — подражателем, а подражатель — разрушителем. Я уже высказывал предположение, что "атомный вес" в данном случае — это просто-напросто объём власти, которым располагает тот или иной правитель. И он изменяется (а вернее, непрерывно и безвозвратно убывает) по периодическому закону. Возрастать же может только в ходе революции, с переходом в следующую строку таблицы.
Недавно я опубликовал серию статей по случаю 50-летия Октябрьского (1964 года) Пленума ЦК КПСС и в каждой проводил одну и ту же мысль: объём власти в ряду предсовнаркомов и генсеков — Ленин-Сталин-Хрущёв-Брежнев — непрерывно убывал. Пусть Вас не обманывает шутливая форма этих статей — высказанная мысль вполне серьёзна. Объём власти убывал и в ряду древнеримских цезарей, чьи биографии в сопоставлении с советскими вождями Вы так хорошо изложили.
Но давайте сначала разберёмся: а что такое, собственно, объём власти, как его оценить, и что такое власть? Не стоит сводить понятие "власть" только и исключительно к власти в государстве. Власть — это нечто большее, это возможность вносить изменения в окружающую действительность: в живую природу, в неодушевлённый мир, в человеческое общество. Если мы оценим, как в процессе всемирной истории изменялись возможности человечества, то есть его власть над живой и неживой природой, то мы увидим практически односторонний процесс: власть эта непрерывно возрастала. Вся человеческая история — это, собственно говоря, оформление этого процесса. В её основе — постоянный рост возможностей человека. Под напором этого непреодолимого процесса экономические, политические, религиозные и прочие исторические формы рушатся и рассыпаются, как карточные домики. (Не это ли, кстати, и описывает вся марксистская историческая теория?). На поверхности же истории мы видим следствие — калейдоскопическую смену всех исторических форм…
Более того. Если мы посмотрим шире, не только на историю человечества, а и на историю предшествовавших ему биологических форм, и там мы увидим тот же самый процесс, уходящий — страшно сказать — на миллиарды лет назад в прошлое. Непрерывное расширение возможностей жизни. И история людей на этом фоне предстанет лишь как последняя минута в огромном спектакле, "акты" которого — появление фотосинтеза, выход жизни на сушу, её заселение, освоение воздушного океана, развитие у животных зрения, слуха, сознания и т.д. В общем, постоянный и неуклонный рост возможностей, увеличение степеней свободы, власти живого над неживым. (Конечно, если мы заглянем на "кухню", во "внутреннюю механику" этого процесса, то вся эта на первый взгляд благостная картина развеется, как дым. Потому что мы увидим отнюдь не мирную безоблачную идиллию, а ожесточённую борьбу за существование в живом мире, и не менее ожесточённую классовую борьбу — в мире людей).
Однако Менделеев, как мы помним, основывал свою систему не только на атомном весе элементов, но и на сходстве их химических свойств. Вы написали, как я уже цитировал выше: "А вот если попробовать завести такие же карточки на эпохи (времена правлений) тех или иных земных властителей, и попытаться так же выделить группы на основании общих свойств?".
У химических элементов есть такие общие свойства, как кислотные и щелочные, активность и инертность, свойства металла и неметалла и т.д. Посмотрим, каковы же бывают общие свойства у "исторических элементов", чтобы правильно разместить их в нашей "периодической таблице".
Свои соображения об этом постараюсь изложить в следующем письме."