Лето в самом разгаре, а книги, заданные на каникулы всё не кончаются? А стоит ли их вообще читать? Мой учитель по русскому и литературе говорил – «дети, я реалист»! Не прочитанные книги летом – норма и учителя это прекрасно понимают)) (современные учителя)
К чему это я? Довольно давно слушала пару отличных вебинаров от онлайн школы SkySmart, где спикером была Галина Юзефович (литературный обозреватель «Медузы», критик, профессор НИУ-ВШЭ). И один из многочисленных вопросов был: «что делать с литературой, задаваемой на лето?» Хочу с вами поделиться полезной информацией. Родители, ловите лайфхаки!
Галина Юзефович советует всем родителям ответить на важный вопрос: «а зачем я хочу, чтобы мой ребенок читал или читал больше?» Если ваши ответы будут: «чтение способствует развитию речи или грамотности и т. п.», то это в корне НЕ верные аргументы. Должна быть Цель. Зачем читать? Предлагаемые ответы:
· «приобрести навык анализа и осмысления письменного текста. В современных реалиях мы постоянно что-то пишем. Понимание того, что написано – это весьма полезный навык. Согласны?
· развитие эмоционального интеллекта;
· развитие воображения (сам себе режиссёр);
· изменения темпа восприятия. Чтение = медленный темп. Умение переключаться с разных темпов, без потери информации – на это не каждый способен;
· дополнительный тип развития;
· и т.д».
Школьная литература и летнее чтение
Так что же делать с литературой, задаваемой на лето?
Ответ Галины Юзефович:
1. «не решайте чужие проблемы (тобишь учителей!) Отношения с ребенком важнее, чем школьная программа».
2. «Задание на лето – факультативное занятие. Пусть голова болит у учителя». (жёстко звучит, но факт остается фактом).
3. «Русская классика писалась не для детей».
4. Классику лучше читать в слух! Галина Юзефович советуют родителям читать вслух даже взрослым детям. «Это объединяет, складываются доверительные отношения между родителями и ребенком. Родители могут сразу объяснить непонятное, скорректировать слова, «срезать углы», обсудить прочитанное. Отличная возможность внести игровой элемент в процесс чтения. А также общее культурное времяпрепровождение».
5. «Подберите книги для ребенка сами». Не принимайте близко к сердцу, не расстраивайтесь, если ваши любимые рассказы/романы не понравятся ребенку (пересказ услышанного на вебинаре).
Как еще можно «прочитать» литературу:
- «посмотреть фильмы. Это подойдет, если время поджимает и нужно завтра писать контрольную или в целом знать, о чем книга. То есть годится для определенных задач. Если нужно понять глубину сего происходящего в тексте, то такое «прочтение» книги не годится.
- прочитать краткое содержание. Например, воспользоваться сайтом: https://briefly.ru »
Немного про контроль. «Когда родители проверяют, прочитал ли ребенок книгу, то просьба – «перескажи» сразу убивает желание читать!»
Всем тревожным мамам, папам и другим членам семьи Галина Юзефович советует прочитать книгу Риммы Раппопорт «Читай не хочу». Ссылку на рецензию вы сможете найти у меня на странице: https://clck.ru/sKL6g. А дальше, как поется в песне «думайте сами, решайте сами» мучить детей школьной литературой или найти вариант, который устроит обе стороны.
P.S.: Дорогие родители, вам интересно будет узнать мнение Галины Юзефович на вопросы:
- Нужно ли подбирать родителям книги для их детей?
- Как найти ту самую книгу?
- Как ориентироваться в многообразии книг?
- Как относиться к литературе НЕ высокохудожественной?
- Если ни в какую не читает, что делать?
Пишите в комментариях слово ХОЧУ. А может кто-то смотрел вебинар? Оставляйте отзывы)
Я слушала два вебинары с Галиной Юзефович и мне очень понравилось изложение материала. Четко, с юмором, конкретными примерами, лайфками и даже с указанием автором, книжных издательств, книжных блогеров и конечно же названий книг. Название вебинара (второй продолжение) – «Как выбрать книгу, от которой не оторваться?»
Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить другие полезности!
P.S.S.: Все ответы и примеры были взяты со слов спикера и заключены в «» (текст курсивом). Ответы – это пересказ услышанного на вебинаре.