Как-то встретили мы на пространствах Царицына Никиту Джигурду. Актёр зычно объявил, что здесь не случайно и пришёл поклониться на капище, но не может найти. Вечером и впрямь найти капище сложно, ибо прячется оно на окраине парка – провести может только местный, да и то не всякий.
Капище в парке вовсе не декорация. Это действительно место поклонения. Появилось оно в этих местах во времена древние – на стоянках племён вятичей, живших в этих местах в XI-XIII веках. Если присмотреться, то и сейчас среди деревьев выступают курганные холмы. Об истории жизни племён в этих местах и археологических раскопках можно узнать на экскурсиях и выставках музея. Но тут сама современность – капище стоит тут 27 лет.
Скажем сразу – животных и людей здесь в жертву не приносят. Это первое, что интересует любопытных. На капище праздник для птиц. Сюда приносят зерно, хлеб, фрукты и орехи. Подношения складывают к основанию трёх идолов. Богиня Лада отвечает за отношения, семью и брак. Она же ведает магией и осуществлением любовных заклинаний. Забавно, что с дарами для Лады приходят не только язычники, а обычные москвичи, склонные к суевериям. Для них это всё равно, что потереть нос собаке на станции «Площадь Революции» или бросить монетку в пруд на счастье.
На серьезные просьбы, по языческим поверьям, откликается бог Велес – покровитель стад небесных и земных, помогающий обрести богатство, поощритель продающих и покупающих, властитель царства мертвых, поощритель волшебных искусств и бог дикой природы. Велесу делают жертву, чтобы он хранил души предков и сохранял жизнь своим многочисленным чадам. И тут же на капище идол Даждьбога, заступника всех сирот и странников, калек и землепашцев, каратель зла, холода и мрака.
По рассказам родноверов история капища началась 14 июня 1995 года, когда инициаторы из общины язычников установили на горе идолы рогатому Велесу и Ладе с изображением ребёнка у ног. С этого момента, пожалуй, и началась у несогласных война с язычниками. Уже в ноябре «вятичи» обнаружили своих богов поверженными. В 1996 году упорные язычники поставили идол Даждьбога во дворе одного, уже не существующего, дома в царицынском парке, но через год его под корень спилили, и бог странников «переехал» на капище. Но вандалы не унимались и время от времени рубили истуканов топорами, жгли, выворачивали из земли.
В какой-то момент глава язычников волхв Велимир собрал собратьев и пошел к священнику Алексию Церкви «Живоносный источник» в Царицыно. Дискуссия протекала горячо, вызвали милицию. В какой-то момент приехала съемочная бригада RenTV, дабы снять сюжет о царицынской религиозной войне. Священник, как говорят, был изумлен всей этой демонстрацией и утверждал, что в своих проповедях не призывал к свержению славянских богов.
В марте 2003 года идолов перенесли на новую площадку. Со временем к ним привыкли и стали меньше донимать язычников. Родноверы организовались в общину «Коляды Вятичей». Само капище действует, но очень ограниченно. В парке «Царицыно» категорически запрещено разводить огонь, а он существенная часть ритуала. Для полноценных собраний родноверы собираются на Лосином Острове, в Битцевском парке, подмосковных лесах.
Смотрите на эту тему: