Найти в Дзене
Ювелирные истории

Кольцо-тюльпан, бирюзовая тиара шахини Пехлеви: сказка ювелирного Востока, которая вас очарует

О, это легендарное прошлое Османской империи и загадочного Ирана! Лазурные берега, сказочные красоты, самобытная культура и искусство современных мусульманских стран… Стоит лишь раз попасть в объятия этой земли, как нас окутает дымкой сказочного волшебства, красоты и палящего солнца.

Турецкие и иранские украшения – отдельный вид ювелирного искусства. На мой взгляд, они совершенно уникальны. Даже если неизбалованный драгоценными редкостями взор россиянина иногда и подумает на иные индийские творения, что родом они из Турции. Но если присмотреться, то сказочные вещицы турецких мастеров и ювелиров Ирана мы уже не спутаем ни с чем.

Пожалуй, начну с тех исторических личностей, которые вам, дорогие читатели, уже известны. Так, жена иранского шаха Фарах Пехлеви обожала ювелирный сет из небесно-голубой бирюзы. Серьги, колье и тиара – одни из тех украшений шахини, которые у всех на слуху. Но у восточной красавицы была еще одна редкая тиара, очень напоминающая европейскую корону. Разомкнутая бриллиантовая диадема с изящными цветами и завитками-листьями. Серединки бутонов покоряли сердца ценителей драгоценной роскоши матовой красотой бирюзовых кабошонов. Торжественный, яркий венец украшал прическу Фарах Пехлеви, подчеркивая ее женственность и аристократичность.

-2

На первый взгляд тиара кажется довольно громоздкой, но нежный бриллиантовый узор и «воздушное пространство» между завитками цветов и листьев дарят украшению сказочную легкость. Сейчас шахбану Ирана (императрице, титул которой остался в прошлом) уже восемьдесят три. Она давно живет в Соединенных Штатах. Однако все также обожает аутентичные драгоценности, и поражает невероятной элегантностью! Думаю, что образ бирюзовой тиары для нее – это крупицы воспоминаний о былой юности, покойном супруге и большой любви…

-3

Турки, как известно, всегда претендовали на статус нации, которая обладала самыми роскошными сокровищами арабского мира. Иран им не чета. По крайней мере, так считают сами турки. Да, ювелирные творения их мастеров отличаются определенным пафосом, этакой монолитностью. Но с долей чувственной нежности, изящной красоты. Вот такой парадокс. Талантливый дизайнер с турецко-армянскими корнями, Севан Бичакчи, превращает мистические камни в миниатюрные картины. И помещает их в сердце очередного перстня, подвески или броши.

-4

Внутри каждой вещицы застыл маленький драгоценный мир, поражающий воображение живописностью деталей и сочными, соблазнительными оттенками. Так, кольцо-тюльпан и кольца-розы Бичакчи – редкие примеры резьбы по камню в невообразимой миниатюре. Огромное кольцо на два пальца цветет, словно райский сад. А крупные камни, рождающие восточный орнамент, горят на солнце, будто десятки свечей. Да, с таким-то колечком надо быть настоящей королевой, султаншей с сотней слуг. Носить фантастические драгоценности и ничего не делать, лишь управляя теми, кто подчиняется мановению руки.

-5

А как вам необычное кольцо-тюльпан, сделанное из лунного камня? Золото в россыпи дорогих бриллиантов и благородных цитринов кажется нам чересчур тяжелым и громоздким. Но вот мы переводим взор на цветочную миниатюру, и тут же драгоценный сюжет заиграл для нас совершенно иными красками. Кстати, у ювелира есть целая серия подобных колец, завораживающих садов. Здесь мастер колдует с драгоценными камнями, будто шаман, рождая сияющую магию.

-6

Подвеска-пальма талантливого турецкого дизайнера уносит нас в мир грез и лазурного моря. Деревянная лодка пристала к берегу, густо поросшему вечнозелеными пальмами. Кажется, что вот сейчас ветер поднимет мириады волн, подхватит легкое суденышко и унесет его в неведомые дали. Согласитесь, это великолепно – живой пейзаж, созданный внутри одного-единственного камня!

-7

Имперское прошлое Турции может похвастаться фантастическими работами неизвестных ювелиров. Представьте себе, что какой-то ремесленник всю жизнь работал при Османском дворце, создавая десятки вещиц для семьи очередного султана. Да и сами правители Османской империи, как мы уже знаем, изучали ювелирное дело.

-8

И создавали украшения для любимых жен. Золотой перстень с пурпурным камнем явно предназначался для знатной особы. Ну а пафосная брошь с изумрудами, алмазами и рубинами украшала богатый султанский тюрбан. Век восемнадцатый, эпоха умопомрачительных сокровищ!

-9

Мне очень нравится утонченная, великолепная жемчужная тиара, дополненная таким же сверкающим ожерельем. Капли жемчуга, обрамленные в бриллианты, как слезы верных подданных, что служили султану и погибали за него в суровые времена прошлых веков. Грациозность линий тут же уступает место нагромождению золота, алмазов и рубиновой страсти. Это уже другое творение, редкая османская тиара, датированная девятнадцатым столетием. Прекрасный экземпляр из сокровищницы правителей, которым мы можем любоваться, восхищаясь или критикуя. Ведь равнодушным не останется никто.