Исходя из практики у большинства предпринимателей, в особенности, тех, кто только вступил на этот путь, появляется много вопросов о процедуре проверки контрагента. Каких-либо стандартов или особенных критериев в этом деле не предусмотрено. Большинство действий вырабатываются организациями путём самостоятельного анализа и учёта возможных рисков.
Основное
Вся процедура проверки должна основываться на трёх главных правилах:
1. Благонадёжность. Цели организации и её отношения с госструктурами и прочими бизнес-партнёрами;
2. Оценка. Получение объективных сведений;
3. Знание. Нужно понимать какие сведения стоит учитывать, а какие – нет.
Для чего нужна проверка
Проверка контрагента – процесс комплексный. Проведение такого мероприятие является вынужденной мерой, так как на кону стоят финансы и репутация организации. Налоговая инспекция неоднократно выносит предупреждения, что ответственность за выбранного контрагента будет в полной мере возложена на организацию.
Компания должна сама быть заинтересована в оценке возможных рисков и возможных налоговых последствий, которые, несомненно, появляются, если был выбран недобросовестный контрагент. При возникновении претензий со стороны налоговой инспекции к одному из контрагентов организации – она оказывается в зоне риска быть вовлечённой в неприятную ситуацию.
Необоснованная налоговая выгода
Проведение проверки относительно новых контрагентов нужно делать даже для того, чтобы учесть такой термин, как «необоснованная налоговая выгода». Её получают те ИП, кто минимизирует налогообложение путём уклонения от выплаты налогов.
Необоснованная налоговая выгода – это:
1. Когда налогоплательщик и его аффилированные граждане проводят операции, связанные с налоговой выгодой, в основном прибегая к помощи контрагентов, не исполняющих своих налоговых обязательств;
2. Когда налогоплательщик совершал действия без нужной осмотрительности, так как должен был быть осведомлён о допускаемых контрагентом нарушениях.
Первая ситуация является прямым примером того, как налогоплательщик отдавал отчёт своим противоправным действиям и шел на них осознанно. Во втором случае у него есть шанс, чтобы предотвратить возможность возникновения проблем в обозримом будущем.
Финансовые риски
Кроме налоговых рисков имеет место возникновения финансовой ответственности: в неподходящий момент срываются сроки нужных поставок, поступление товара ненадлежащего качества и прочее. Если возникшую проблему можно решить путём переговоров и поставщик пообещал заменить некачественный товар либо следующую партию отпустить с выгодной скидкой – это хорошо. Но может случить и так, что контрагент поведёт себя безответственно и откажется не только от переговоров, но и дальнейшего сотрудничество, а это уже светит материальными потерями.
Какую документацию следует обязательно запросить
Чтобы убедиться, что организация имеет дело не с фирмой-однодневкой, нужно попросить предоставить следующие документы (или их копии):
· Устав компании контрагента;
· Свидетельство о прохождении госрегистрации;
· Свидетельство о постановлении на налоговый учёт;
· Бухгалтерский отчёт за год, который предшествовал году заключения договора;
· Ксерокопия паспортных данных руководителя компании.
Этот минимум позволит рассмотреть истинное лицо организации, с кем предстоит иметь рабочие отношения.
Обратиться за помощью к сервисам ФНС РФ
С помощью интернет-портала ФНС ИП смогут на безвозмездной основе воспользоваться одновременно несколькими сервисами для обнародования важных сведений о контрагенте:
· Получить краткую информацию из ЕГРЮЛ в онлайн-режиме;
· Убедиться, что в отношении контрагента не было принято решение о его предстоящем исключении из списков ЕГРЮЛ (в связи с ликвидацией ИП);
· Удостовериться, что в составе исполнительных органов компании-контрагента не находятся ранее дисквалифицированные граждане;
· Не была ли предъявлена контрагентом документация для регистрации изменений, которые вносятся в учредительную документацию или информация, содержащаяся в ЕГРЮЛ;
· Узнать, не было ли принято решение (сведения публикуются в «Вестнике государственной регистрации») о ликвидации, реорганизации, об уменьшении уставного капитала и прочее;
· Выяснить, не является ли юридический адрес «адресом массовой регистрации»;
· Физ. лица, являющиеся руководителями или учредителями нескольких юр. лиц;
Согласно судебной практике, несовпадение фактического и юридического адресов не может служить основанием, для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов.
Как распоряжаться полученной информацией
Полученные сведения о контрагенте условно объединяют в три крупных блока:
· Арбитражное дело. Существуют ли открытые споры, объёмы работы и возможные риски;
· Материальное состояние. Организация продолжает набирать обороты или находится в процессе стагнации;
· Какой потенциал. Самостоятельно произвести оценку возможностей, опираясь на те сведения, которые имеются на сайте компании, деловые партнёры контрагента и прочие критерии.
Когда есть понимание, какая у организации отчётность, видны «непонятные арбитражи» и нельзя произвести оценку в целом – лучшим решением будет отказ от сотрудничества с таким контрагентом.