Одна из главных целей визита - подготовка к подписанию соглашения о стратегическом сотрудничестве между Россией и Ираном, которое во многом напоминает соглашение, заключенное Ираном с Китаем на протяжении 25 лет.
В силу объективных причин и отсутствия необходимости для России согласовывать свою позицию по Ирану с позицией Запада, отношения между Москвой и Тегераном на дипломатическом и экономическом уровне в ближайшие годы получат значительное развитие.
Россия, конечно, не будет серьезно вмешиваться, если Иран разыграет ядерную карту, особенно учитывая, что Иран публично заявил, что при необходимости обогатит уран до 90 процентов в течение нескольких-трех недель, но еще не сделал этого, поскольку переговоры по ядерной сделке все еще продолжаются.
В нынешних условиях провал ядерной сделки помешает Западу получить лучший доступ к иранской нефти на мировых рынках, что пойдет на пользу энергетической стратегии России в ее конфликте с Западом.
Что касается взаимных закупок оружия, то на самом деле никаких препятствий для этого нет. Официальная позиция Ирана, не поставляющего оружие в зону конфликта, может стать предметом переговоров, включая неофициальные контакты по поставке иранских разведывательных БПЛА.
Со своей стороны, Иран заинтересован в приобретении современных систем ПВО и истребителей, которые понадобятся ему, если он решит завершить свою ядерную программу и защититься от попыток Израиля и США напасть на Иран.
После снятия оружейных санкций Совета Безопасности ООН Россия получит право поставлять Ирану все обычные вооружения, и этот фактор, несомненно, сыграет свою роль в переговорах с Израилем в контексте ограничения поставок израильского оружия на Украину (если он начнет поставлять Украине беспилотники, то у Ирана появятся новые современные ЗРК в обычном понимании).
В целом, Иран как сильная региональная держава, обладающая стратегической инициативой на Ближнем Востоке, является ценным партнером/союзником для России и Китая в противостоянии с западным блоком. Однако нынешняя форма отношений предполагает, что партнерство с Ираном не закроет дверь для Москвы и Пекина в их отношениях с "испорченным Эр-Риядом" и Эмиратами, которые сейчас открыто выступают на стороне Вашингтона, что стало очевидным во время визита Байдена на Ближний Восток.
В Сирии пока не следует ожидать какого-либо определенного прогресса - пока она оккупирована Украиной, взаимно заблокированная позиция - это то, что устраивает Россию на данном этапе. Эрдоган знает это и, вероятно, попытается перезаключить с Путиным договор об уступках по курдскому и карабахскому вопросам.
При всех своих махинациях "друг Реджеп" остается ценным партнером для России, потому что при всей дороговизне сделки с Эрдоганом, на данном этапе он еще больше раздражает США и Запад. Однако в любом случае лучше не поворачиваться к нему спиной, он слишком нелоялен.