- Зачем нужна ранняя профориентация?
- Как наблюдать, поддерживать и не обесценивать потребности ребенка?
- Как помочь ребенку преодолевать трудности?
- Почему среда играет такую важную роль в этом?
- Почему самый дурацкий вопрос — это «Кем ты хочешь быть?»
Мы поговорили с Женей Ходан, консультантом по выбору идеального профессионального направления для взрослых и подростков и соучредителем семейного класса «Щукино», и узнали много неожиданного про раннюю (9-12 лет) профориентацию. Нет, «профориентация» для такого возраста — не очень удачное слово. Выбирать профессию в таком возрасте чаще всего еще рано (хотя бывают и исключения). Гораздо уместнее — содействие. Как и чем могут здесь помочь родители? Читайте в нашем интервью.
Заходите на страничку Жени, чтобы узнать больше про профориентацию и поиск своего карьерного пути.
Почему самый важный вопрос - «почему»?
В обществе популярно мнение, что самоопределение в детском и взрослом возрасте — это совершенно разные вещи. Я уже 10 лет провожу огромное количество консультаций по выбору профессии детям и взрослым и могу со всей ответственностью заявить: у каждого из нас в любом возрасте есть так называемая «базовая комплектация», которую не обойдешь.
Если я ненавижу компьютеры и в гробу видала ваши циферки, то я не буду счастлива, занимаясь этим, несмотря на любые деньги, адаптацию и тренды.
Фокус в том, чтобы эту «базовую комплектацию»:
- заметить
- не обесценить
- правильно прокачать
Кстати, эти наблюдения могут быть неочевидными. Расскажу на примере собственной семьи. Моему старшему сейчас 12. Он с детства размахивал руками и ногами, я периодически даже злилась, но потом мы нашли этому мирное применение. Начали с айкидо, через два года, получив свой первый дан, сказал «Не моё», я не возражала. Потом было каратэ, Максу понравилось, но не сложились отношения с детьми. Я опять позволила ему бросить и не надоедала с мантрой «Ты что, не мужик? Ты должен преодолевать сложности» и т.д.
В начале этого года я предложила ему выбрать тот вид спорта, который по душе. Макс обошел все районные секции и однажды пришел сияющий: «Мама, я нашел свой спорт, это… бои без правил». Очень хотелось, конечно, упасть в обморок, но мне удалось (не сразу 😊) сделать «покер фейс» (хочу, кстати, порекомендовать этот навык всем родителям. Я много лет его тренирую, и вот иногда теперь получается) и сказала: «Мм… прикольно, а почему?» (хотя на языке вертелось: «Тебе там сломают все, что можно»).
«Почему?» — это очень важный вопрос. Ведь мы, родители, часто додумываем за детей их мотивы — и часто ошибаемся. Очень круто спросить у ребенка. И не важно, сколько ему лет.
Выяснилось, что несколько месяцев назад на детской площадке Макс схлопотал по физиономии от какого-то парня. Бинго! Мотивация — самозащита. А если посмотреть глубже, то у Макса очень развито чувство достоинства и справедливости. Все это в комплексе и привело его в бои без правил.
И я бы никогда этого не узнала, если бы не спросила «почему?» Это работает везде и напрямую относится к профориентации. Ведь так мы можем увидеть его ценности, его характер, которые очень неплохо было бы учесть при выборе профессии.
Поддерживающая среда
Был и еще один момент, который повлиял на выбор Максом этого специфического вида спорта. Ему понравилась поддержка на первом занятии — там работают классные, увлеченные, позитивные ребята, которые подметили его неплохую координацию, реакцию и предложили какой-то ясный план работы. Да, кстати, до этого клуба 40 минут дороги в один конец… и весь год он счастливо туда ходил. Сам. В любую погоду. Среда важна. Очень.
Когда Максу было 10, он каждый вечер устраивал нам стендап. Порой это ужасно бесило, ибо хотелось поболтать за ужином и немного выдохнуть, но приходилось быть благодарными зрителями. Стало понятно, что человеку нужна сцена. И тут я сделала ошибку — отправила его в студию, где ставят классические постановки типа Шекспира. Да еще и с преподавателем «старой нафталиновой закалки», которая привыкла на всех покрикивать. Вернувшись, он мне говорит — «Мам, ты чего, прикалываешься? Я этого не хочу».
Значит ли, что театр — это не его? Нет! Это значит, что данная конкретная среда, преподы, форматы — не его. Предложить ребенку другую среду в этой же области может быть классным решением. Других детей, преподавателей, методику, атмосферу…
Поняв свою ошибку, я нашла студию с очень классными преподами, которые говорят с ребятами на одном языке и ставят спектакли на актуальные ребятам темы.
И вот, выйдя с пробного занятия оттуда, он воскликнул: «Мама, я наконец-то там, где я должен быть, среди своих». У меня от этих слов до сих пор мурашки. Ведь и взрослые часто ищут и не находят этого чувства — что ты в правильном месте (спойлер: чем раньше начнешь, тем раньше найдешь).
Значит ли это, что Макс станет великим актером? Конечно, нет. Ему нужна поддержка, люди, среда, в которой он будет развивать свои способности. Впрочем, спустя 2 года он отказался ходить в эту театральную студию, взяв, видимо, свое.
Но я вижу, как выросли его способности аргументировать, взаимодействовать с людьми, держаться на публике. Этого бы не случилось, если бы я не наблюдала за ребенком и не пыталась вместе с ним сформулировать его потребность.
Наблюдаете, записывайте, предлагаете варианты для развития. А если ребенок отказывается — не давите на него.
Важно ли учить преодолевать себя?
Ребенок не хочет больше заниматься в кружке или секции — частая история. Обычно это вызвано одной из двух причин: либо это и правда не его, либо он столкнулся с какими-то трудностями. Что делать в такой ситуации?
Два варианта:
Выяснить, что случилось, и попытаться помочь ему справиться со сложностями, если и правда он горел, а потом вдруг скис.
Если первый вариант потерпел фиаско, то позволить бросить.
Мой младший ребенок Федя в четыре года (сейчас ему 7,5), увидев на стене у свекрови гитару, не расставался с ней до конца вечера, а потом заявил, что намерен заниматься музыкой. С гитарой решили повременить, ибо пальцы были не готовы, конечно. Но я нашла «струнную» замену — гусли! Он счастливо проходил 2 года в ансамбль, у него очень неплохо получалось.
И тут случилась проблема — Федя должен был выступить на отчетном новогоднем концерте, но прямо перед выходом на сцену он испугался и не смог. Давление со стороны педагогов еще больше ухудшило ситуацию. Это поражение оставило жирную точку на наших отношениях с гуслями, и Федя вообще перестал ходить на занятия.
Шло время, периодически он доставал гусли, играл на них дома, носил в школу… Видно было, что музыки ему очень не хватает. Но возвращаться он напрочь отказывался, чего я только ни придумывала… Спустя время я заметила, что Федя стал барабанить примерно на всех окружающих его поверхностях, даже на банках в строительном магазине. Я предложила ему сходить на занятие по барабанам, но он отказался. Тогда я стала создавать для него поддерживающую среду — включила на большом экране видео с барабанщиками, купила там-тамчик, нашла классного педагога и показала ему видео, как она играет…. И через некоторое время он согласился на пробное занятие, на котором наш чудесный педагог Соня восхищалась тем, насколько он пропускает музыку через себя, погружаясь в процесс.
А дальше было преодоление. По собственному желанию. Человек шел к СВОЕЙ цели, но неожиданно оступился, и ему срочно понадобилась помощь. Я знала, за что боролась, но старалась не давить, делая все очень медленно, давая ему «созреть». Через месяц занятий преподаватель предложила Феде выступить на “квартирнике” перед незнакомой аудиторией. Памятуя прошлый опыт и зная нелюбовь Феди к публичности, я замерла в ожидании того, что он скажет… И он неожиданно согласился!
Мы сели в машину, и он сказал мне: «Мам, мне очень страшно, но Я ХОЧУ это преодолеть». И тут опять у меня побежали мурашки. Не мама хочет, а он сам хочет, понимаете?
Я лишь увидела интерес, помогала развить его, пыталась помогать преодолеть сложности, потому что видела, как ему этого хочется. С момента фиаско на концерте гуслей до выступления на барабанах прошло около года.
Я убеждена, что задача родителей — замечать интересы и склонности своих детей, помогать им, содействовать. А если у вас не получилось помочь, то не настаивать и «отстать» от ребенка.
Я точно знаю, что если ребенок из раза в раз учится выбирать, видеть результаты своих выборов, менять их или утверждаться, это формирует его понимание себя. Это навык, который прокачивается: как пресс или бицепс.
И если давать ребенку такое право и СОдействовать, позволяя сперва выбрать себе еду и одежду, а позже спорт, коллектив… то это будет фантастическим вкладом в его понимание себя, а значит, и мостиком к выбору профессии. И все реже ребенок будет задавать себе вопросы типа: «Кто я? где я? зачем я?» Потому что научился, прокачался с детства.
На другом конце провода — личность
Когда я обучалась на консультанта, то делала простое упражнение: садилась на лавочку и наблюдала за другими людьми — взрослыми и детьми. Это очень хорошо прокачивает навык видеть их потребности и характер. Как есть. Все мы себя проявляем невольно, все лежит на поверхности.
Волшебное упражнение от одного из моих учителей, помогающее лучше понять Мир вашего ребенка:
1. Запишите себе на бумажке все, что вы видите в своем ребенке, что его воодушевляет, вдохновляет. В чем он хорош?
Вот пример с компьютерными играми, которые так любят дети, но так не любят взрослые. А вы знаете, во что играет ваш ребенок? Почему он выбрал именно эту игру?
Там же разные роли, разная мотивация. Но чтобы это увидеть, нужно согласиться, что там — на том конце провода — отдельная от тебя личность, которая фактом своего рождения достойна уважения. И если не обесценивать стремления ребенка словами «Да еще 100 раз у тебя всё поменяется в жизни», а попытаться понять что им движет, что его вдохновляет в том, что он делает, почему его тянет именно в эту область, то можно стать для него той самой поддержкой в понимании себя и осознанному выбору деятельности.
Все мы когда-то испытывали первую любовь, и наверное каждому из нас родители говорили — «Да что ты тут страдаешь, сопли на кулак наматываешь, ещё сто раз влюбишься и женишься». Возможно, это так. Но здесь и сейчас это не работает.
2. Теперь попросите своего ребенка написать список того, что он любит, и обязательно указать, почему он это любит, что ему это дает.
3. Сравните этот список со своим — и вы увидите, насколько другая реальность перед вами откроется. Самое важное — это то, что человек САМ думает о себе. И если вы хотите эти представления расширить, то можно потихоньку предлагать ребенку разный контент, активности, знакомство с интересным людьми.
Помню, как однажды к нам в гости приехал мой сводный брат и за ужином стал рассказывать о своей работе финансовым аналитиком. Макс аж забыл, что его друзья ждут в комп играть. Сидел слушал с открытым ртом!
Если вы выявили какую-то склонность, но ребенок все равно отказывается двигаться в этом направлении, то можно попробовать пробудить интерес — менять уровень сложности, почитать книжку об этом, сходить на спектакль, тематическую выставку… Это лучше, чем заставлять или переубеждать. Можно даже предложить подумать, какой вклад в общество ребенок может сделать, развивая свой интерес. Порой даже в этом возрасте вы можете получить осознанный ответ.
Но если отклика нет, то «забейте» и просто идите дальше. В конце концов, мы имеем право не хотеть развивать в себе какие-то способности :)
К чему приводит мышление не по шаблону?
Самый крутой способ помочь человеку найти профессию — увидеть и осознать свою природу. Идеальное направление деятельности — продолжение личности ребенка: «я не работаю, я так живу». Если на секунду забыть про шаблоны успех/неуспех и престижность/непрестижность профессии, принятые в обществе, вы удивитесь, какие открываются классные возможности.
Мы никогда не узнаем, к чему приведет то, что выберет ребенок. Пример из чуть более взрослой жизни. Один мой клиент закончил Бауманку, положил родителям на стол диплом и пошел работать столяром, делать мебель. А придя ко мне на консультацию, понял, что хочет работать гидом-спасателем в горах на Камчатке. Он нашел в себе желание знакомить людей с горами, помогая преодолевать страх. Классно, но как с таким бэкграундом можно осуществить эту мечту?
И тут я предложила ему просто взять и позвонить в один туристический центр на Камчатке и рассказать про свое столярное прошлое и настоящие желания. Идиотизм? Да, но он позвонил и в каком-то из туристических центров ему предложили бартер: он достраивает гостиницу и получает за это нужные ему навыки проводника-инструктора. Человек захотел быть собой и делать то, что ему хочется. Он улетел, поработал там несколько лет и теперь думает о развитии своего турбизнеса. И таких историй немало.
«Кем ты хочешь быть»?
Это самый идиотский вопрос. Что значит «быть»? Это как табличка «Директор». Ты директор для чего? Чтобы что? Если так хочется об этом поговорить с ребенком, то спросите его «Что бы ты хотел дать миру?» или «Что тебе интересно делать или создавать?»
______________________________________________
Погружение в интеллектуальную атмосферу научного поиска на наших Летних городских лабораториях — это пример, когда у ребенка появляется реальный шанс найти ту самую «свою» среду. Это атмосфера настоящего любопытства и драйва не только со стороны детей, но и ведущих — молодых ученых из МГУ. Это среда, где все уважают личное пространство человека, а дети делают свои первые настоящие научные эксперименты и заводят друзей-единомышленников.
Записывайтесь на последние в этом сезоне научные смены по биологии, химии, физике и медицине.
Возраст 10+