В 1223 году русская армия была полностью разбита монголами в битве на реке Калке. В этой битве погибли лучшие воины того времени и многие князья.
Дезинформированный
В своей "Истории государства Российского" Карамзин писал: "После несчастной битвы при Калке, Россияне около шести лет ничего более не слыхали о татарах, полагая, что сей страшный народ, подобно древнему Обрусу, исчез в свете". Российский историк конца 19-го и начала 20-го веков. Дмитрий Иловайский подробно описал эту атмосферу:
"Та же беспечность и высокомерие, которые предшествовали и последовали за поражением при Калке. Это поражение не нарушило привычного хода русской жизни и отношений между князьями и княгинями с мелкими ссорами и спорами о волях. Татары исчезли в степи, а русские решили, что буря пришла случайно".
Тот же Иловайский находит в северорусских летописях о князе Василии Константиновиче доказательства того, "как мало знали русские политики того времени о великих потрясениях в глубине азиатского континента и как мало они опасались за будущее русской страны". Этот князь был послан своим дядей, великим князем суздальским Юрием Всеволодовичем, на помощь южным князьям, которые собирались против монголов. Это была единственная помощь, которую Северная Россия оказала Южной России в этом предприятии. Василок, однако, опоздал собрать войско и вернулся на север, как радостно повествует летописец, хранимый Богом.
Простой писатель, - заключает Иловайский, - конечно, не предвидел, какая буря разразилась над самой Суздальской Русью и какая мученическая смерть ожидала Василько от рук тех же варваров!
Этот взгляд на отношения между русскими и монголами стал доминирующим в историографии в период между битвой на Калке и вторжением Батыя в 1237 году. Но насколько это правда? Действительно ли русские не знали об угрозе рабства из Великой степи, и игнорировали ли они признаки надвигающейся опасности?
Злорадство над куманами
Лаврентьевские летописи дают дополнительные аргументы в пользу этого. Она начинается с рассказа о битве при Калке: "В тот год пришел народ, о котором никто точно не знает, кто он, откуда пришел, какой у него язык, к какому племени он принадлежит и какова его вера. Одни называют их татарами, другие - таурменами, третьи - печенегами... Мы слышали, что татары покорили многие народы: язаров, обских, касаров, и что они победили многих нечестивых половцев, а других прогнали. Так погибли кипсаки, убитые гневом Бога и Его святой Матери. Ибо эти проклятые половцы натворили много зла на земле Русской. Поэтому милосердный Бог хотел уничтожить и наказать нечестивых сынов Измаила, куманитов, чтобы отомстить за кровь христиан, что и произошло с ними, беззаконниками".
Таким образом, несмотря на то, что монголо-татары уничтожили многих русских князей и воинов в битве на Калке ("только в Киевской Руси в этой битве погибло десять тысяч человек"), летописец в конечном итоге приветствует приход татар, которые уничтожили старых врагов Руси, половцев. Вряд ли это вынужденные слова, вставленные в летопись более поздним автором. Вероятно, они отражают непосредственное впечатление.
Божественным провидением команчи были уничтожены татарами, которые появились из ниоткуда и, сделав свое дело, растворились в воздухе. И хотя они уничтожили часть Руси, в конце концов князья сами решили помочь безбожным половцам. Лучше было бы остаться на месте и не мешать одним варварам резать других - такой мотив ясен из строк хроники. Возможно, что такое же отношение породило легенду о том, как русские князья убивали монгольских посланников, когда в этом не было необходимости - нужно было объяснить, какие князья так разгневали Бога, что все они погибли, сражаясь с монголами.
Тверская летопись, описывая битву на Калке и последующее опустошение южной Руси, заключает: "Татары вернулись с Днепра, и мы не знаем, откуда они пришли и куда ушли. Один Бог знает, откуда взялись наши грехи, а также мнительность и высокомерие великого князя Мстислава Романовича".
Таким образом, монгольское нашествие 1223 года в Рузе понималось как наказание и месть Бога, особенно для половцев. То, что это вторжение болезненно отразилось на самом Рузе, объясняется попыткой князей вмешаться в ситуацию.