«Во всем мне хочется дойти до самой сути...»
Б. Пастернак.
Все наши публикации о Высоцком, в том числе и настоящая, подтверждают ошибочность утверждения В. Максимова [Владимир Емельянович Максимов (настоящее имя Лев Алексеевич Самсонов; 1930-1995) — русский писатель, политический эмигрант, основатель и главный редактор парижского журнала «Континент»]:
«... Высоцкий не поэт, а социальное явление...».
Разговор с палачом.
Стихотворение, напоминающее средневековую балладу, Шемякин проиллюстрировал изображением палача и жертвы, беседующих в мрачном подвальном застенке. Это может быть застенком инквизиции в Мадриде, а может быть и одной из камер пыток Лубянки.
В рисунке соединены элементы реалий двадцатого столетия и Средних веков. Палач - наполовину в средневековом обличье, наполовину в современном. А жертва, обладающая портретным сходством с Высоцким, напоминает христианского мученика с раной на руке - стигматом Христовым.
Тусклая электрическая лампочка напоминает о подвалах для допросов зарождающейся ЧК. На полу валяется гусиное перо, которым возможно, писал кто-то из казненных декабристов, и средневековая плеть - быть может, самого Малюты. Чего-чего, а уж камер пыток и палачей на Руси хватало!
Маски.
Из комментария Шемякина:
«Я изобразил безумный театр живых марионеток зловещей эпохи. За театральной занавеской виднеется Красная площадь, за которой не то Кремль, не то сталинская высотка, и гигантская голова из потустороннего и явно «недоброго мира» скалится на очередной фарс, разыгрываемый в человеческом «райке». И Высоцкий в колпаке приговоренного к аутодафе еретика пытается шутить с двумя зловещими участниками карнавала. По френчу и эполетам в палаче можно угадать великого вождя всех времен и народов. На ткани занавески написано несколько имен жертв этого безумного карнавала, длящегося с 1917 года: Мейерхольд, Михоэлс, Квитка-Основьяненко, Маяковский».
Мой черный человек.
В пространстве, напоминающем тюремный двор, сидит фигура в смирительной рубашке, в клоунском парике. Может, этот усмиряемый - Высоцкий, может очередной взбунтовавшийся псих. Фигура пялится на призрачную Эйфелеву башню, созданную больным воображением. Слева - символизирующая черного человека механическая многоголовая кукла, способная наносить удары. В небе луна с силуэтом неусыпного стукача. У ног манекена дымится оброненная Иосифом Виссарионовичем трубка; вьющийся из нее дымок напоминает череп.
Уважаемые читатели! «Библиотека для чтения» предлагает Вашему вниманию проекты:
- «Перфоманс. Библиофильский детектив» в LXXXIV главах, 50 частях. Закончен.
- «История СССР в 456 газетах». Будет закончен в 2022 году к 100-летию образования СССР.
- Книги (Нобелевские лауреаты. Книги авторов по заказу читателей. Превью букинистических аукционов. Редкие и уникальные издания). Будет всегда.
- Высоцкий (Прижизненные публикации. Интересные издания). Будет всегда.