Найти тему
Музей Булгакова

Спиритический сеанс от Булгакова

Из книги Любови Белозерской «О, мед воспоминаний», второй жены писателя Михаила Булгакова.

Михаил Булгаков, Любовь Белозерская-Булгакова, Николай Лямин, Сергей Топленинов. 1926 год. Из собрания Музея М.А. Булгакова.
Михаил Булгаков, Любовь Белозерская-Булгакова, Николай Лямин, Сергей Топленинов. 1926 год. Из собрания Музея М.А. Булгакова.

Кому первому пришла в голову мысль устроить спиритический сеанс, сейчас сказать трудно, думаю, что Сереже Топленинову. Во всяком случае М. А. [Михаил Афанасьевич] горячо поддержал это предложение.

Уселись за круглый стол, положили руки на столешницу, образовав цепь, затем избрали ведущего для общения с духом — Сережу Топленинова. Свет потушили. Наступила темнота и тишина, среди которой раздался торжественный и слегка загробный голос Сережи:

— Дух, если ты здесь, проявись как-нибудь. Мгновение...

Стол задрожал и стал рваться из-под рук. Сережа кое-как его угомонил, и опять наступила тишина.

— Пусть какой-нибудь предмет пролетит по комнате, если ты здесь, — сказал наш медиум. И через комнату тотчас же в угол полетела, шурша, книга.

Атмосфера накалялась. Через минуту раздался крик Вани Никитинского:

— Дайте свет! Он гладил меня по голове! Свет!

— Ай! И меня тоже!

Теперь уж кричал кто-то из женщин:

— Сережа, скажи, чтобы он меня не трогал!

Дух вынул из Жениной прически шпильку и бросил ее на стол. Одну и другую. Вскрикивали то здесь, то тут. Зажгли лампу. Все были взъерошенные и взволнованные. Делились своими ощущениями. Медиум торжествовал: сеанс удался на славу. Все же раздавались скептические возражения, правда, довольно слабые.

Круглый стол с мраморными вставками и инкрустацией перламутром на одной ножке из квартиры Михаила Булгакова в Нащокинском переулке. Сейчас находится в постоянной экспозиции Музея М.А. Булгакова на Большой Садовой, д. 10, кв. 50.
Круглый стол с мраморными вставками и инкрустацией перламутром на одной ножке из квартиры Михаила Булгакова в Нащокинском переулке. Сейчас находится в постоянной экспозиции Музея М.А. Булгакова на Большой Садовой, д. 10, кв. 50.

<…> Второй сеанс состоялся с участием вахтанговцев, которые, хоть и пожимали плечами, но все же снизошли. Явления повторялись, но вот на стол полетели редиски, которые подавались на ужин. Таким образом проявилась прямая связь между духом бесплотным и пищей телесной...

Дальше я невольно подслушала разговор двух заговорщиков — Маки [Михаила Булгакова] и Пети:

— Зачем же вы, Петька, черт собачий, редиску на стол кидали?

— Да я что под руку попалось, Мака, — оправдывался тот.

— А! Я так и знала, что это вы жульничали.

Они оба остановились, и М. А. пытался меня подкупить (не очень-то щедро: он предлагал мне три рубля за молчание). Но я вела себя как неподкупный Робеспьер и требовала только разоблачений.

Дело было просто. Петр садился рядом с М. А. и освобождал его правую руку, в то же время освобождая свою левую. Заранее под пиджак Мака прятал согнутый на конце прут. Им-то он и гладил лысые и нелысые головы, наводя ужас на участников сеанса.

— Если бы у меня были черные перчатки, — сказал он мне позже, — я бы всех вас с ума свел...