Чтобы отличать норму от патологии, правильно ставить диагноз, составлять программы реабилитации, терапевту нужно знать онтогенез. Его основная часть приходится на период 0-3 года, когда активно и последовательно формируются все базовые навыки. Но онтогенез на этом не заканчивается, мы развиваемся и меняемся всю жизнь.
От того, в каком периоде онтогенеза находится пациент, будет зависеть работа его тела. Процесс затрагивает не только мышцы или кости, но и внутренние органы, и нервную систему. С возрастом изменяется не только осанка, объём движений и сила мышц. Внутренние органы тоже меняют укладку. Анатомия шестидесятилетнего существенно отличается от анатомии того, кому 30. Знания онтогенеза помогают правильно диагностировать, а это половина успеха любой терапии.
Зачем нужно знать онтогенез
Онтогенез помогает понять механику движений пациента в любом его состоянии. Конечно, помимо этого нужно знать и анатомию тела, и влияние разных факторов на исход реабилитации.
Терапевт, обладающий знанием онтогенеза, на первом приёме может оценить биомеханику, понять, где развитие движений и когнитивных функций дало сбой. Только профессионал способен выстроить программу реабилитации так, чтобы она была эффективна, удобна и интересна пациенту.
Успешный специалист внимателен к мелочам
Зная онтогенез, терапевт ставит диагноз, предсказывает результат, применяет разные техники и приёмы. А затем оценивает результат, сравнивая с нормами. Если ответ пациента не такой, как ожидалось, возможно:
· терапевт сделал что-то не так – диагностику или работу;
· о пациенте известно не всё, диагностика была затруднена нехваткой данных;
· работа с телом дала старт дисфункции, которая до этого была скрыта.
Конечно, внимательность к деталям помогает специалисту сразу замечать погрешности программы и корректировать её. А в основе этой внимательности всё тот же онтогенез. Знания в этой сфере дают уверенность в себе. Подробнее о том, что нужно знать специалисту, смотрите здесь.
Правильная оценка ситуации в диагностике заболеваний
Отклонения можно заметить на любом этапе развития. И тут выясняется интересная деталь: иногда дисфункции связаны с социальной составляющей. Например, у малоподвижных родителей вполне могут быть малоподвижные дети, потому что дети берут родителей за образец. Это не относится к онтогенезу и требует иного подхода к терапии.
Но иногда опытный терапевт берёт в руки младенца и сразу чувствует: здесь отклонения связаны именно с онтогенезом. Даже если они пока не очень заметны, опытные руки уже чувствуют это.
Одна из важнейших функций, которая основывается на онтогенезе – функция опоры. Сразу после рождения уже можно оценить, как она будет развиваться. Поначалу новорожденный человек и новорожденный щенок одинаково беспомощны: опоры у них нет. Но по мере взросления развитие щенка происходит в направлении «опора на четыре ноги», а у ребёнка – «опора на две ноги». И цель, заданная онтогенезом, здесь не только в том, чтобы встать на ноги. Опора – это и ходьба, и сидение, и движения конечностей, и комплексное развитие. Знание онтогенеза помогает понять, на каком этапе что-то пошло не так, и разобраться в причинах дисфункции.
Правильный выбор методики реабилитации
Делать ли что-то сразу, начинать ли немедленно терапию или нет, решать нужно индивидуально. И решение это, опять же, во многом основывается на знаниях онтогенеза. Например, кривошею обычно замечают в возрасте 5-6 месяцев. Если мы начнём работать с кривошеей в этом возрасте, можем повлиять негативно на другие этапы развития ребёнка, перегрузить ему нервную систему. В этом возрасте с коррекцией кривошеи можно повременить. А вот если состояние было выявлено в возрасте 5-6 недель, то его можно убрать сразу, быстро и незаметно для малыша.
Знания онтогенеза помогают спокойно относиться к тем отклонениям, которые есть у пациента, не переоценивать их, и не вмешиваться тогда, когда можно навредить.
Базовые знания онтогенеза
Знание онтогенеза помогает вовремя распознать проблемы и раньше начать коррекцию. Как правило, примерные нормы развития по месяцам, услышанные на приёме у педиатра или вычитанные в интернете - это максимум родительских знаний. Преподаватель МАМР Алина Войцеховска разработала мастер-класс о правильном развитии ребенка, причинах появления дисфункций и о работе с ДЦП и травмами после инсульта. Мастер-класс рассчитан на родителей и реабилитологов, он содержит ценнейшую информацию о том, что важно знать и на что нужно обращать внимание в первые три года жизни малыша. Запишитесь на мастер-класс, не упускайте шанс узнать больше об онтогенезе!
Чтобы не проводить лечение «вслепую», не лечить симптомы и не совершать грубых ошибок, терапевт должен знать онтогенез. Разобраться с этим вопросом поможет курс «Онтогенез для специалистов», автор которого – Алина Войцеховска, реабилитолог с опытом работы более 20 лет. Курс подойдёт и новичкам, и опытным специалистам, готовым к расширению кругозора, обновлению знаний. Серия вебинаров расскажет о связи биомеханики и онтогенеза, структурирует знания и поможет добиться результатов.