Шестопсалмие: его происхождение, смысл и значение
Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи!
Сегодня мы поговорим о Шестопсалмии (εξάψαλμος), которым принято называть шесть избранных псалмов, последовательно исполняемых в начале утрени.
В том, что Утреня начинается с псалмов, нет ничего удивительного, ибо любой вид суточной службы начинается с псалмопения. Правда, предначинательных псалмов на Утрени вдвое более принятого числа их для каждой службы, т.е. не одна триада псалмов, а сразу две: 3, 37, 62 и 87, 102, 142.
На вопрос «Почему»? некоторые отвечают, потому что Утреня вдвое больше других суточных служб … Но если это так, то почему тогда на Вел. Повечерии их еще больше, хотя эта служба по длительности гораздо меньше Утрени?
В ответ на это другие с серьезным видом «объясняют», что количество псалмов определяется временем длительности Страшного Суда, который, если исходить из этой гипотезы, будет длиться около 7 минут (среднее время чтения Шестопсалмия).
Слыша такое, невольно возникает вопрос: а не на этом ли суеверии сегодня базируется уверенность в том, что Шестопсалмие – это время размышления о Божием Суде над нами? Ведь именно с этим практически все ассоциируют его. «Почему мы не садимся на шестопсалмии, в то время как при чтении псалмов можно сидеть»? – спрашивают Паисия Святогорца. Его ответ таков: «Потому что оно символизирует Страшный Суд и хорошо, если во время его чтения ум идет на час Страшного Суда». Хотя согласно Уставу, «егда́ глаго́лется шестопса́лміе, тогда́ подоба́етъ со внима́ніемъ слу́шанію прилежа́ти», т.е. не о своем думать, а вникать в смысл читаемого.
Конечно, тексты Священного Писания по своему содержанию многогранны и при определенном подходе (хотя и с трудом) можно и в Шестопсалмии найти параллели со Страшным Судом. Однако не следует забывать, что входящие в шестопсалмие священные песни родились задолго до того, как сформировалось четкое представление о Нем. Поэтому правильнее здесь говорить не о прямой связи, а лишь о некоторых аналогиях со Страшным Судом и вторым пришествием Христа.
Правда есть такие, для которых Шестопсалмие отражает не второе, а первое пришествия в мир Спасителя. Подобные ассоциации возникают видимо у них из-за предшествующего Шестопсалмию ангельского славословия («Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»), ибо в самих псалмах тоже нет об этом речи.
И на самом деле, если говорить о содержании Шестопсалмия, то все его псалмы изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, причем, растущую (ср. Пс. 3, 8; 62, 6) по мере увеличения преследований (ср. Пс. 3:2, 3; 37:7, 8 и д.; 87:4, 5) и в конце достигающую успокоения в Боге (пс. 102). Подробно об этом мы говорили на 51 занятии посвященном «Домашнее псалмопению» в контексте ситуации князя Бориса, который пел шестопсалмие, когда узнал, о готовящемся на него покушении.
Если же проследить историю происхождения Шестопсалмия, то мы увидим, что
1) первоначально, еще до появления монашеских уставов, Утреня в отношении к количеству псалмов не отличалась от Вечерни. Например, та и другая в Апостольских Постановлениях имеют по одному псалму.
2) Затем, под влиянием монашествующих, старавшихся за сутки пропеть целую Псалтирь, утреннее псалмопение стало включать в себя до половины псалмов всей Псалтири (до 75 псалмов), пока не выработалось правило 12-ти псалмов, которое некоторые Уставы (например, Венедикта) стали делить на две шестерицы, а некоторые сокращали его до одного шесто-, пяти- и даже четырепсалмия. К примеру, с 4-псалмия начинается армянская утреня, причем все псалмы ее совпадают с нашими (3, 62, 102, 142).
Шестопсалмие в его настоящем виде вошло в церковное богослужение не ранее VII-го века. О нем говорится в уставах различных монастырей (например, Студийском), упоминается Иоанном Мосхом (автором “Луга духовного”) и Софронием, патриархом Иерусалимским в описании утрени VII века на Синае и в Палестине.
И если говорить о данном количестве псалмов, то вполне очевидно, что оно является отголоском полночной службы в системе 12 псалмов, когда они совершались в течение ночи в виде двух шестопсалмий. И, как правило, 1-е шестопсалмие читалось в начале сна (на повечерии), а 2-е в конце сна, уже под утро (на полунощнице).
И строго говоря, Шестопсалмие - это часть полночного, а вовсе не утреннего последования. К примеру, шестопсалмие можно обнаружить в древнем Часослове в виде ночного последования, именуемого «6-м часом ночи», когда монахи именно в полночь, старались прочитывать 6 псалмов (тем самым определяя время суток).
Этим, кстати, объясняется, почему Шестопсалмие принято читать в темноте. Этим же можно объяснить и его связь с памятью о Страшном Суде. Ведь церковное предание уверено, что Христос во второй раз к нам «грядет в полунощи», а потому утвердился обычай освящать ночь вплоть до рассвета молитвой и псалмопением в ожидании Его пришествия.
По традиции Западной Церкви полунощница с утреней стали составлять одну службу, начинающуюся с 1 часа ночи. Со временем ночную службу стали начинать под утро (около 4:00 утра), и полунощницу читать перед Утреней и даже воспринимать ее как утреннюю молитву.
Если говорить о принципе подбора псалмов, то, во-первых, псалмы в нем выбраны из разных мест Псалтири равномерно (3, 37, 62, 87, 102, 142), как бы представляя собой всю Псалтирь, которую когда-то по ночам подвижники прочитывали целиком.
Во-вторых, из множества псалмов выбраны именно те, в которых встречаются упоминания ночи и утра (Пс. 3, 6: «Аз уснух и спах, востах»; Пс. 62, 1: «к Тебе утренюю», ст. 7: «поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя»; Пс. 87, 2: «во дни воззвах и в нощи пред Тобою», ст. 10: «весь день воздех к Тебе руце мои», ст. 13, 14: «еда познана будут во тме чудеса Твоя – и аз к Тебе, Господи, воззвах и утро молитва моя предварит Тя»; Пс. 142, 8: «слышану сотвори мне заутра милость Твою»).
На вопрос, возможно ли сокращение Шестопсалмия и каким образом, можно в ответ указать, во-первых, на то, что само Шестопсалмие делится на два трехпсалмия, первое из которых (3, 37, 62) более древнее, а второе (87, 102, 142) давно игнорируется практикой вычитывания утренних молитв священнослужителями во время его прочтения.
И скорее всего вторая часть шестопсалмия появилась в качестве дополнения как раз для того, чтобы священнику успеть прочитать эти молитвы. Причем, говорят, что величина этого дополнения доходила от одного до трех и более триад. Слышите! не ограничивались одним лишь шестопсалмия, но могли читать до 12 псалмов и более, чтобы священник успел спокойно прочитать утренние молитвы, которые ему предписывает устав и служебник.
Что это за молитвы и почему их предписывается читать на Шестопсалмии, мы поговорим на следующем занятии, а пока замечу, что византийская песненная утреня (во времена Симеона Солунского) ограничивалась одним трипсалмием (пс. 3, 62 и 133), которое совершалось в притворе, и после которого при пении непорочных богослужение переносилось в храм. Изначально же утреня вообще начиналась с одного, 62 псалма, как это видно из следующего «Апостольского постановления»: «каждый день собирайтесь утром и вечером, поя и молясь в церквах, утром говоря Пс.62-й, вечером же 140-й».
Теперь обсудим способ исполнения утреннего псалмопения. Существующее ныне речитативное мелодичное чтение шестопсалмия наиболее верно старине.
Впрочем, такое псалмопение предполагают только древнейшие Студийские уставы. Иерусалимские же уставы требовали более торжественного пения для него, о чем говорит сохранившееся доселе повторение в конце каждого псалма наиболее важного места из него. Так в первой триаде, из 3 пс. повторяется 6 стих (Аз усну́х, и спах, воста́х, я́ко Госпо́дь засту́пит мя) из 37 пс. повторяются 22 и 23 стихи (Не оста́ви мене́, Го́споди Бо́же мой, не отступи́ от мене́. Вонми́ в по́мощь мою́, Го́споди спасе́ния моего́), из 62 пс. стихи 7-9 (На у́тренних поуча́хся в Тя. Я́ко был еси́ Помо́щник мой, и в кро́ве крилу́ Твое́ю возра́дуюся. Прильпе́ душа́ моя́ по Тебе́, мене́ же прия́т десни́ца Твоя́). То же самое мы наблюдаем и во второй части Шестопсалмия, а в конце последнего его псалма первое из двух повторяемых мест его произносится даже дважды («Услы́ши мя, Го́споди, в пра́вде Твое́й и не вни́ди в суд с рабо́м Твои́м»)…
Если вспомнить, что древний принцип пения псалмовпредполагал к каждому стиху псалма припевать короткие припевы, как правило, повторяющие какие-нибудь стихи из этого же псалма, то возможно все эти конечные стихи и есть припевы к псалмам шестопсалмия, которые в древности пелись не только хором, но и всем народом. Ибо до того, как появились в Уставах предписания о том, что шестопсалмие «начинает предстоятель» (ркп. XIV в., но ркп. XV и XVI в.: «или екклисиарх») были такие: «начинаем шестопсалмие», т.е. все вместе его поем. А повторение в конце последнего псалма «Услыши мя, Господи, в правде Твоей» дважды, – должно быть, след прежнего пения шестопсалмия на два хора по тому же принципу как и сегодня принято хором петь в начале Шестопсалмия: «Слава в вышних Богу» и «Господи устне мои».
А теперь домашнее задание для усердных:
1) Ознакомьтесь с поздней традицией антифонного пения в Римской Церкви и посмотрите, не отражается ли данная традиция в чине нашего Шестопсалмия?
2) Найдите утренние молитвы, которые священники читают на амвоне во время шестопсалмия, изучите их содержание и ответьте на вопрос: зачем после каждой молитвы полагается возглас, если эти молитвы прочитываются тайно?
В свою очередь готов ответить на ваши вопросы по пройденной теме и до скорой встречи!
Слушайте и скачивайте наш подкаст вот тут
#домашняяцерковьвадимакоржевского, #утреня,#полунощница, #псалмы, #страшнийсуд, #пение, #припевы, #традиции, #устав, #богослужение, #церковь,